разрезать чрево и вынуть из него плод, а также убить много здоровых
лошадей, и вынуть у них сердце. Тем самым колдуны добились того, что если
такое сердце куда-либо закапывали, то люди Шуйского побеждали, стоило
только воинам Димитрия перейти за эту черту. Если же московиты переходили
эту черту, то тогда поляки их одолевали'.
В 1609 году Русская земля со всех сторон подверглась нападениям,
нашествиям и притеснениям. Польский король Сигизмунд II осадил Смоленск, в
Великом Hовгороде стояли шведы; неоднократно вторгались с юга татары.
Ссоры с поляками Сигизмунда и шведская угроза заставили самозванца осенью
1609г. уйти из Тушина в Калугу, в марте 1610 из Тушина ушли все. В Москву
вступили войска-освободители Михаила Скопина-Шуйского, племянника Василия.
Однако вскоре он был отравлен. С запада приближались поляки короля
Сигизмунда. С другой стороны к Москве вновь подходил 'тушинский вор'.
Город был в смятении. 17 июля 1610 года Василий Шуйский был свергнут с
престола, 19 июля насильственно пострижен в монахи. Боярская дума, ища
выхода, решила обратиться к сыну польского короля Владиславу с просьбой
стать новым московским государем, - при многих условиях, главным из
которых было принять и охранять православную веру и русские обычаи и
порядки.
27 августа 1610 года Москва торжественно присягнула королевичу
Владиславу; затем (2 января 1611 года) ему присягнули города и крепости
России. Лжедмитрий II был снова прогнан от Москвы и снова бежал в Калугу.
Однако Владислав тянул с принятием православия и не приезжал, а Москва
вновь была во власти поляков.
Раздор был и в стане Лжедмитрия II. 11 декабря 1610 года он был убит
татарским князем Петром Урусовым, отомстившим за гибель по приказу
самозванца другого татарского князя. Тело самозванца нашли в поле с
отрубленной головой, и с огнестрельными ранами на теле. Марина Мнишек была
в это время на последних месяцах беременности. Вскоре после этого она
родила сына Ивана, который формально являлся законным наследником русского
престола, так как, напомним, сама Марина Юрьевна была помазана на царство
8 мая 1606 года.
Дальнейшие события, первое и второе земские ополчения для спасения
страны, подвиг нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и воеводы,
князя Дмитрия Михайловича Пожарского, хорошо известны нам из школьной
истории. Менее известно, может быть, то, что начало этого народного
движения было связано с чудесными видениями во многих монастырях инокам,
монахам, схимникам, - о будущем спасении родины и о том, что необходимо
для этого. По городам и весям распространялись не только слухи и сказания
об этих видениях, но и в виде рукописных листов и целых повестей. В
описании одного из чудесных видений говорилось: 'Аще человецы во всей
Русской земле покаются и постятся три дня и три ночи: в понедельник,
вторник и среду, не токмо старые и юные, но и младенцы, Московское
государство очистится - вещал Господь. - Тогда пусть поставят новый храм
подле Троицы на Рву (Василия Блаженного) и положат хартию на престол; на
той хартии будет написано, кому у них быть царем. Аще не покаются и не
учнут поститься, то все погибнут и все царство разорится'. Это сказание
широко распространилось по Москве, Нижнему Новгороду, по всей Руси
(Д.Иловайский. 'Новая династия', 18941996). Таких грамот и слухов было
много, во многих призывалось к посту и покаянию за грехи беззакония,
нечестия, блудодейства. Известно, что 'по совету всей земли Московского
государства' действительно было установлено трехдневное воздержание от
пищи и пития всякому полу и возрасту. Известно и то, что в некоторых
местах оно соблюдалось с такой строгостью, что многие не выдерживали и
умирали, особенно младенцы... Очень большую роль в деле духовного очищения
и организации народного сопротивления сыграла в те годы Троицкая Лавра,
выдержавшая с честью долгую осаду поляков. Ее же монахи возводили во
многих монастырских слободах и окружающих селах больницы, приюты для
бездомных; монастырских слуг рассылали по дорогам и лесам подбирать
больных и раненных, хоронить мертвецов. В Лавре же писались во множестве
грамоты и увещевания в разные города, с подробными разъяснениями о
положении в стране и о том, кто из власть предержащих радеет за Русь, а
кто предает ее, и что надобно делать для прекращения смуты. Троицкая Лавра
была и организационным центром собирания сил и связи с народным ополчением
Минина и Пожарского.
В августе 1612 года народное ополчение Пожарского подошло к Москве и
разбило