Борис Романов

Русские Волхвы, Астрологи, Провидцы (Часть 1)

разрезать чрево и вынуть из него плод, а также убить много здоровых

лошадей, и вынуть у них сердце. Тем самым колдуны добились того, что если

такое сердце куда-либо закапывали, то люди Шуйского побеждали, стоило

только воинам Димитрия перейти за эту черту. Если же московиты переходили

эту черту, то тогда поляки их одолевали'.

В 1609 году Русская земля со всех сторон подверглась нападениям,

нашествиям и притеснениям. Польский король Сигизмунд II осадил Смоленск, в

Великом Hовгороде стояли шведы; неоднократно вторгались с юга татары.

Ссоры с поляками Сигизмунда и шведская угроза заставили самозванца осенью

1609г. уйти из Тушина в Калугу, в марте 1610 из Тушина ушли все. В Москву

вступили войска-освободители Михаила Скопина-Шуйского, племянника Василия.

Однако вскоре он был отравлен. С запада приближались поляки короля

Сигизмунда. С другой стороны к Москве вновь подходил 'тушинский вор'.

Город был в смятении. 17 июля 1610 года Василий Шуйский был свергнут с

престола, 19 июля насильственно пострижен в монахи. Боярская дума, ища

выхода, решила обратиться к сыну польского короля Владиславу с просьбой

стать новым московским государем, - при многих условиях, главным из

которых было принять и охранять православную веру и русские обычаи и

порядки.

27 августа 1610 года Москва торжественно присягнула королевичу

Владиславу; затем (2 января 1611 года) ему присягнули города и крепости

России. Лжедмитрий II был снова прогнан от Москвы и снова бежал в Калугу.

Однако Владислав тянул с принятием православия и не приезжал, а Москва

вновь была во власти поляков.

Раздор был и в стане Лжедмитрия II. 11 декабря 1610 года он был убит

татарским князем Петром Урусовым, отомстившим за гибель по приказу

самозванца другого татарского князя. Тело самозванца нашли в поле с

отрубленной головой, и с огнестрельными ранами на теле. Марина Мнишек была

в это время на последних месяцах беременности. Вскоре после этого она

родила сына Ивана, который формально являлся законным наследником русского

престола, так как, напомним, сама Марина Юрьевна была помазана на царство

8 мая 1606 года.

Дальнейшие события, первое и второе земские ополчения для спасения

страны, подвиг нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и воеводы,

князя Дмитрия Михайловича Пожарского, хорошо известны нам из школьной

истории. Менее известно, может быть, то, что начало этого народного

движения было связано с чудесными видениями во многих монастырях инокам,

монахам, схимникам, - о будущем спасении родины и о том, что необходимо

для этого. По городам и весям распространялись не только слухи и сказания

об этих видениях, но и в виде рукописных листов и целых повестей. В

описании одного из чудесных видений говорилось: 'Аще человецы во всей

Русской земле покаются и постятся три дня и три ночи: в понедельник,

вторник и среду, не токмо старые и юные, но и младенцы, Московское

государство очистится - вещал Господь. - Тогда пусть поставят новый храм

подле Троицы на Рву (Василия Блаженного) и положат хартию на престол; на

той хартии будет написано, кому у них быть царем. Аще не покаются и не

учнут поститься, то все погибнут и все царство разорится'. Это сказание

широко распространилось по Москве, Нижнему Новгороду, по всей Руси

(Д.Иловайский. 'Новая династия', 18941996). Таких грамот и слухов было

много, во многих призывалось к посту и покаянию за грехи беззакония,

нечестия, блудодейства. Известно, что 'по совету всей земли Московского

государства' действительно было установлено трехдневное воздержание от

пищи и пития всякому полу и возрасту. Известно и то, что в некоторых

местах оно соблюдалось с такой строгостью, что многие не выдерживали и

умирали, особенно младенцы... Очень большую роль в деле духовного очищения

и организации народного сопротивления сыграла в те годы Троицкая Лавра,

выдержавшая с честью долгую осаду поляков. Ее же монахи возводили во

многих монастырских слободах и окружающих селах больницы, приюты для

бездомных; монастырских слуг рассылали по дорогам и лесам подбирать

больных и раненных, хоронить мертвецов. В Лавре же писались во множестве

грамоты и увещевания в разные города, с подробными разъяснениями о

положении в стране и о том, кто из власть предержащих радеет за Русь, а

кто предает ее, и что надобно делать для прекращения смуты. Троицкая Лавра

была и организационным центром собирания сил и связи с народным ополчением

Минина и Пожарского.

В августе 1612 года народное ополчение Пожарского подошло к Москве и

разбило