отказались продолжать
прения, однако из Москвы их так и не выпускали! Шло время... Царь Михаил с
помощью польского посла уговорил Вальдемара на четвертый диспут. Он
проходил 4 июля 1645 года в царском дворце, в присутствии большого числа
слушателей и послов, в Посольской палате. Царя и Вальдемара представляли
специально отобранные обоими сторонами ученые богословы.
Речь шла опять о протестантском обливании и православном погружении в
воду при крещении. Известно, что русского человека ничто так не увлекает,
как философия, - ну а тогда это и были вопросы вероисповедания. Уже и вся
Москва любопытствовала об этом диспуте! И на этот раз, как на третьем
диспуте, православные богословы одержали победу: пастор после жаркого и
долгого спора замолчал, не находя, что ответить, и прекратил диспут.
Замечательно то необычайное упорство, которое обнаружил в этом почти
полутора годовом противостоянии Михаил Федорович, столь мягкий и
уступчивый в других отношениях.
Здесь проявилась харизма его года рождения (по авестийскому календарю),
- ведь он родился в год Даэны, год проверки на прочность веры и совести..
Однако, похоже, такой длительный накал страстей подорвал его и без того
неважное здоровье. В ночь на 13 июля 1645 года он скоропостижно скончался.
Первый Романов царствовал 32 года, - ровно авестийский календарный цикл.
Алексей Михайлович Романов начал свое царствование 13 июля 1645 года, с
шестнадцати лет, как и его отец. Можно наверное сказать, что в
царствование первого Романова народ приходил в себя после десятилетия
смуты, набирал силы.
Начало царствования Алексея ознаменовалось бунтами в Москве против
притеснений и самоуправств боярских приказных дельцов. И не раз еще в его
царствование народ бунтовал, - и в Москве, и в других городах. При нем же
было восстание донского атамана Степана Разина. Он взял Астрахань,
Царицын, Самару, - за восставшими везде тянулся кровавый след расправ со
знатью и богатыми людьми. Осенью 1670 года войско Разина было разбито под
Симбирском; сам Разин был пойман и казнен в 1671 году. В царствование
Алексея произошло и присоединение 'Украины Малороссийской' (так она тогда
называлась) и России. 8 января 1654 года Переяславская рада постановила по
предложению гетмана Богдана Хмельницкого принять подданство 'царя
восточного православного' и принести ему присягу в верности. При Алексее
же начался Церковный раскол и борьба со старообрядчеством.
Мы здесь не будем останавливаться на этом подробно, - все эти события
хорошо известны и основательно исследованы. Скажем только, что корни
раскола восходят к тому самому диспуту протестантских и православных
богословов 164445 годов, когда стало ясно, что без помощи греков
московские богословы не победили бы.
Церковный собор 1654 года одобрил предложенные греками и киевлянами
исправления, а патриарх Никон начал быстро и повелительно проводить их в
жизнь. Взаимное ожесточение в религиозной борьбе дошло до того, что
знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море в 1668 году не только
отказался принять 'еретические'
никонианские книги, но и оказал открытое вооруженное сопротивление
церковной и гражданской власти. Лишь в 1676 году правительственные
стрелецкие войска смогли взять монастырь штурмом. В том же году, 30
января, умер и Алексей Михайлович.
Как видно, и его смерть была связана с последствиями религиозного
противостояния, на этот раз уже внутри православия.
СИМЕОH ПОЛОЦКИЙ - ЦЕРКОВHИК И АСТРОЛОГ.
На шестнадцатом году правления первого Романова, Михаила Федоровича, в
городе Полоцке родился мальчик, мирское имя которого осталось неизвестным;
в русскую историю он вошел по монашескому имени своему Симеон; известна
была его фамилия, - Ситнианович-Петровский, но в Москве, куда он переехал
в 1664 году, закрепилось за ним прозвище Полоцкий. До этого он учился в
Киево-Могилевской коллегии, которой руководил сам киевский митрополит,
образованнейший человек своего времени, строго православный мыслитель,
учившийся однако в нескольких европейских университетах, Петр Могила.
Преподавательский состав коллегии он отбирал лично, профессора посылались
им для дополнительного учения за границу, в университеты. Именно им,
Петром Могилой, были задуманы 'Жития святых', написанные уже после его
смерти другим выпускником Киево-Могилевской коллегии Димитрием Ростовским,
и переиздающимися без изменений до сих пор.
Ситнианович-Петровский же по окончании коллегии принял монашество (и
имя Симеон)
и стал дидаскалом