лишь в позднейших летописях. Обратился ли Аскольд к
христианству, сверг ли он Дира еще до появления в Киеве Олега - это
остается загадкой. Так или иначе, но с 882 года, с убийства Аскольда и
Дира, начинается история великого княжества Киевского, от начала княжения
вещего Олега.
По смерти Олега (912 год) начал княжить сын Рюрика, Игорь. Он был
воспитанником Олега, и женился на его родственнице из под Пскова, по имени
Ольга. По преданиям, она и сама была жрицей, и это очень вероятно, так как
происходила из жреческого рода, да и древнескандинавское 'хельга' означало
'исполне-ние жреческих обрядов'. В 945 году, через 33 года от начала
своего княжения, Игорь погибает в землях Древлян, и Ольга правит великим
княжеством 12 лет, до возмужания своего и Игоря сына, Святослава, - в 945
году ему было около десяти лет. Заметим здесь, что восстание Древлян
(против чрезмерной дани) первое в ряду летописной истории Руси, - и ровно
через 960 лет, в 1905 году, мы видим 'первую революцию' в правление
последнего властителя-самодержца России, Николая II. Но это к слову. Мы же
теперь подходим к важнейшему событию в истории великого Киевского
княжества, в истории династии Рюриковичей и Древней Руси.
В 957 году, после двухлетних переговоров с императором Византии
Константином Багрянородным, Ольга 'нашла многоценный жемчуг - Христа' (так
сказано об этом в 'Повести временных лет'), и, по преданию, 9(14 н.с.)
сентября 957 года приняла в Царьграде-Константинополе крещение, что
означало также заключение тесного союза с Византией. Историки (Б.Греков,
Л.Гумилев) отмечают, что в 961 г. по заданию императора западной
'Священной Римской империи' Оттона I была предпринята попытка 'перетянуть'
княгиню Ольгу в католичество, для чего в Киев приезжал епископ Адальберт,
но без успеха. На самом деле этот вопрос, о связях древней Руси с
восточным и западным христианством, довольно сложен и слово 'перетянуть',
вероятно, все же совсем неточно передает реальности тех времен. Ведь
разрыв византийской и римской Церквей произошел лишь в 1054г., а что
касается именно русской митрополии, то вплоть до 1448 года (когда русский
митрополит Иона был поставлен собором также независимо и от патриарха
Константинополя), не было ни одного официального документа, в котором
русская митрополия объявлялась бы отделенной от римского Престола. Тем
более во времена княгини Ольги выбор между западным (римским или
германским) и восточным христианством был вопросом скорее политических
пристрастий, чем религиозных тонкостей. Известно и то, что сама Ольга
после крещения в Константинополе отправляла посольство к императору
германскому Оттону с просьбой прислать епископа и священников для крещения
народа, - это входило в ее планы. Таким образом, миссия Адальберта была
ответом на просьбу самой княгини (А.Карпов. 'Владимир Святой', М., 1997).
Однако ожидавшегося крещения Руси тогда не произошло, - то ли киевская
Русь еще не была готова, то ли Адальберт и его миссия не смогли справиться
со своей задачей. Уже в 962 году им пришлось покинуть Русь, причем
некоторые его спутники были убиты, и сам он с трудом спасся.
Это неудивительно, если учесть, что не увенчались успехом и постоянные
уговоры Ольги принять христианство даже своего сына Святослава. Как
сообщает летопись, 'он и не думал прислушаться к этому; но если кто
собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем'. Ольга
же сказала: 'Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и
землю Русскую, то вложит им в сердце то желание обратиться к Богу, что
даровал и мне'. Святослав прославился затем своими победоносными военными
походами ('Иду на вы!'), в том числе полным разгромом иудейской Хазарии в
965 году.
Итак, Ольга приняла христианство в 957 году (запись ПВЛ под 955 годом
не точна, как считают современные историки; к тому же и в книге
византийского императора тех лет Константина Багрянородного 'Описание
царского церемониала' указан именно этот год, и 9 сентября, как день,
когда он принял Ольгу и ее посольство в Константинополе). Именно этот год
надо считать началом истории становления христианства на Руси. Ведь так
считал и ее внук (при этом нелюбимый ею) Владимир Святой, крестивший Русь
в 989г. (именно в 989-м - мы еще будем говорить об этом). Этот год отстоит
от года крещения Ольги ровно на цикл авестийского календаря (989-32=957),
что подтверждает преемственность событий. Наконец, как известно из многих
источников, через