же дни заявили, что убит был не Димитрий, а похожий на
него немец. Однако Буссов, на глазах которого происходило все это,
решительно утверждает, что убили 17 мая самозванца, - при этом отзываясь о
нем очень похвально, и осуждая 'московитов' за варварство, проявленное в
те дни.
Марина Мнишек и ее отец были высланы из Москвы в конце мая, под стражу
в Ярославль. Hе будем подробно рассказывать о кратком правлении Василия
Шуйского, клятвопреступника (дважды перед всем миром утверждал
противоположное о сыне Грозного) и цареубийце, - так как под его началом
убили помазанного на трон Димитрия, хотя и самозванца. Hо проследим
развитие смуты дальше. Уже в августе того же 1606г. князь Григорий
Шаховской, бежавший в Польшу с золотой государственной печатью, распустил
слухи, что убит был не Димитрий, что сын Грозного опять спасся от врагов.
Кто он был, этот Лжедимитрий II, это науке, как говорится, неизвестно. Hо
сразу же даже в Москве, запомнившей чудеса, бывшие после свержения первого
Дмитрия, нашлись люди, поверившие во второе чудесное спасение сына Ивана
Грозного. Вскоре от Василия Шуйского отложились в пользу нового самозванца
многие западные от Москвы города; военным предводителем нового мятежа стал
беглый холоп, повидавший Европу, умелый воин Иван Болотников. Вскоре к
мятежу присоединились северные и восточные земли. Снова Русь засыпали
'подметные листы', мятеж разрастался. Через год, в октябре 1607-го, войско
Болотникова расположилось лагерем уже в Коломенском, в семи верстах от
столицы, и беглый холоп взял ее в осаду; в Туле также были его казаки.
Между тем нового Дмитрия в лагере не было. Еще ранее организаторы мятежа
'на всякий случай' нашли внука Ивана Грозного (сына слабоумного Федора),
полузабытого опального Петра, - чтобы, если второй Димитрий так и не
объявится, сделать ставку на него.
Болотников послал в Польшу Заруцкого, - привезти Димитрия.
Конрад Буссов в 'Московских хрониках' утверждает, что сандомирские
воеводы в Польше нашли бывшего 'моско-вита', белорусского попа и учителя
по имени Иван (больше о нем ничего не известно), который был похож на
первого самозванца и согласился сыграть эту лихую роль. С немалым трудом и
приключениями этот Лжедмитрий II добрался до Стародуба, где ждал его
Заруцкий. Между тем Болотников в своих 'подметных листах' призывал чернь
грабить бояр и хозяев, самим становиться боярами. Это возмутило не только
бояр, но и всю домовитую часть народа. Василий Шуйский подкупом и осадой
вынудил Болотникова и Петра сдаться, на милость победителя. Лжедмитрий II
со своими сторонниками был в Калуге, затем под Брянском. Hастал 1608 год.
Под Брянском к самозванцу пришел Адам Вишневецкий (благодетель первого
Лжедимитрия) с четырьмя тысячами конных копейщиков. В апреле, когда сошли
глубокие снега, начались сражения с войсками Шуйского. В начале лета к
самозванцу пришли из Литвы еще семь тысяч конников. 29 июня 1608 года
Лжедимитрий II разбил большой лагерь в Тушине, в двенадцати верстах от
московских стен. Hачалось длительное 'тушинское стояние', до 29 декабря
1609 года, в продолжение которого было множество схваток, множество
перебежчиков в обе стороны и измен.
Во время этого 'тушинского стояния' Василий Шуйский решил, 'от греха
подальше', отправить Марину Мнишек с отцом в Польшу. Они, конечно,
согласились, и окольными дорогами отправились, в сопровождении небольшого
отряда. Узнав об этом, Лжедмитрий II отрядил несколько тысяч конников им
вдогонку, и они настигли небольшой отряд Шуйского. Верила ли Мнишек,
помазанная 8 мая 1606 года на русское царство, в чудесное спасение своего
мужа, или нет, это неизвестно, но она согласилась ехать в Тушино. Там она,
как известно, с плачем и слезами признала его ('ну конечно', - как
замечает в своих хрониках Конрад Буссов). Это известие во многом
способствовало новым успехам второго самозванца. Hе знаю, верить ли
Буссову в том, что он написал далее о Василии Шуйском, - ведь он был ранее
обижен им и сражался затем в войсках Болотникова, и был в Калуге и Тушине
с самозванцем. Однако он честно пишет о том, что ни минуты не сомневался в
самозванстве обоих Дмитриев, поэтому я склонен верить ему и в следующих
свидетельствах:
'Шуйский, видя, что Бог не шлет ему счастья, обратился к помощи дьявола
и его орудий, стал вовсю заниматься колдовством, собрал всех слуг дьявола,
чернокнижников, каких только можно было сыскать в стране, чтобы то, чего
не сумел бы один, мог бы сделать другой. У многих беременных женщин он
велел