с варягами, незадолго до
смерти видел сон. Ему приснилось, как 'из чрева средние дочери его Умилы
выросло чудесное древо'. Волхвы объяснили ему значение сна: 'От сынов ся
имать наследити ему, и земля угобзится княжением его'. Таким образом,
Рюрик - это сын Умилы и внук Гостомысла, потомок Славена. Он ближайший
родственник, который и должен наследовать княжеский престол. Не исключено,
конечно, и то - что он самозванец, но это маловероятно. Иоакимовская
летопись, на которую опирается гипотеза о бодричском (прибалтийские
славяне) происхождении Рюрика, мне представляется наиболее
беспристрастной. Иоаким - это удивительно честный историк. Ему - греку,
незачем было приписывать славянское происхождение Рюрику, он писал смело,
без оглядки на киевских князей; он единственный правдиво описал крещение
Новгорода...'
Здесь прервем изложение А.И.Асова. Как видно, волхвы объяснили князю
новгородскому Гостомыслу его сон как будущее призвание на княжение его
прибалтийских родственников, внуков или внука Умилы. По смерти Гостомысла
( это было много ранее 852 года, с которого начинается 'Повесть временных
лет'), правил легендарный Вадим Храбрый (во всяком случае так было в 862
году), который изгнал из Новгорода прежних варягов, взимавших с
новгородцев дань: 'Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами
собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у
них усобица, и стали воевать друг с другом... И пошли за море к варягам, к
руси.' ('Повесть временных лет'в дальнейшем сокращенно ПВЛ, год 862). И
призвали Рюрика. Олег был при нем жрецом и воеводой. Вскоре после этого
волхвы поняли, что Рюрик не намерен править по древним законам, и стали
возмущать новгородцев против него. В 864 году Вадим Храбрый был убит, и
множество его сторонников (и волхвов) бежали из Новгорода, часть из них
дошла, наверное, и до Киева. Возможно, среди них был и тот безымянный
волхв, который предсказал затем Олегу 'смерть от коня своего'.
Характеристики 862 года ('Черная Коза' по восточному и 'Зелено-желтый
Петух' по авестийскому) полностью повторились именно в 1822 году! Можно
отметить и то, что через 96 лет после 1822 года, в 1918 году, гимном Белой
Гвардии стала как раз та самая песня 'Как ныне сбирается Вещий Олег
отмстить неразумным хазарам...' Но мы еще вернемся и к 1822, и к 1918г., и
к стихам Пушкина, а пока продолжим с 862 года, когда позвали новгородцы
варягов: 'Приходите княжить и владеть нами'.
Вокруг этой записи в 'Повести временных лет' уже сотни лет ведутся
споры: кто такие были эти 'варяги', кто звался Рюриком и откуда он пришел
в Новгород (или в Старую Ладогу), и были ли с ним братья Синеус и Трувор,
или же это ошибочное восприятие летописцем древне-шведской формулы 'Рюрик
сине хус трувор', что значит дословно 'Рюрик с людьми своего рода и
дружиной' (Ф.Гримберг 'Рюриковичи', М.,1997) и т.д. Мы не будем еще дальше
углубляться в эти исторические расследования, отметим только, что историки
согласны в том, что в 862 году (по преданиям, 21 сентября) Рюрик со своими
родичами и дружиной пришел в Древнюю Русь, и что с ним был также Олег.
Возможно, это были не имена, а прозвища 'по должности' от
древнескандинавского: Рюрик - 'хродр'-слава и 'рикр'-прави-тель, или
король, то есть 'славный правитель'; Хельга (Олег) - 'находящийся под
покровительством божества', или 'осущест-вляющий жреческие функции'.
Таким образом, Олег был жрецом (и воеводой) в той 'Рюрик сине хус
трувор', что была звана на правление в 862 году. Ф.Гримберг в своем
исследовании 'Рюриковичи'
пишет, что в связи с этим, летописная история гибели Олега - это
'фактически рассказ о конфликте пришлого жреца Хельги-Олега с кем-то из
местных жрецов, волхвов'. Как всякий 'язычник', Олег относится к 'чужому'
жрецу с определенным уважением; при этом заговоренный конь - это священное
животное, да и слово 'князь' восходит к 'конь-аз', священному единству
коня и всадника. Само слово 'волхв' появляется на страницах 'Повести
временных лет' впервые в этом рассказе о вещем Олеге, под 912-м (6420-м)
годом - годом смерти Олега и начала княжения в Киеве Игоря, сына Рюрика:
'И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень,
и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив
никогда на него не садиться. Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: 'От
чего я умру?' И сказал ему один кудесник: 'Князь! От коня твоего любимого,
на котором ты ездишь, - от него тебе и умереть!' Запали слова эти