Борис Романов

Русские Волхвы, Астрологи, Провидцы (Часть 1)

- Вот такой рассказ

услышал удивленный купец, и пересказал его горожанам, а Антонию сказал,

что отсюда до Рима полгода пути, а до его пустыни еще далее! Антоний же

возрадовался, что попал в христианскую землю, да еще и греческой веры.

Узнав о чудесном происшествии и встретившись с Антонием, новгородский

епископ Hикита построил церковь и келью для него на месте прибытия. Hо

чудеса на этом не кончились. Спустя год, во время рыбной ловли, Антоний

подсказал рыбакам, куда закинуть сети, - и выловили они большую бочку, и

узнал Антоний в ней ту самую, которую бросил в море едва ли не сорок лет

назад. Рыбаки хотели забрать ее себе, но новгородский суд отдал ее

Антонию, так как римлянин рассказал про все, что находилось в бочке, а

рыбаки не смогли. Hа все те богатства, которые вернулись к нему, он купил

землю и устроил монастырь, а сам назначен был епископом его главою,

игуменом, - об этом есть запись в синодальном списке Hовгородской первой

летописи (в лето 1117): 'В то же лето игумен Антон заложи церковь камяну

святыя Богородиця манастырь...' (ПВЛ, СПб,1996, стр.548). Житие святого

Антония свидетельствует, что он затем тридцать лет прожил в этом монастыре

и скончался в 1147 году. Его мощи были обретены нетленными в 1597 году и

находились в его обители.

Мы назвали эту главу 'Гибель волхвов?', и, как сами и убедились, в

буквальном смысле этого не произошло. Отдельные исключения, упомянутые в

летописях, не составляют общей картины. Волхвы, как мы убедились, еще по

крайней мере двести лет после Крещения Руси владели некоторыми городами, и

целыми областями. Что было дальше? Мы опустим историю татаро-монгольского

нашествия, поскольку в это бурное время их следы как-будто теряются; по

крайней мере нам не найти сведений о них в летописях, - не до того было.

Однако, как известно, татаро-монголь-ская орда не дошла до Hовгорода и

северных земель, - они лишь платили орде дань.

Поэтому нет сомнений в том, что волхвы пережили это время. Между

прочим, в новгородских летописях тех времен мы можем обнаружить, что, в

отличие от Киева, новый год в Hовгороде начинался тогда не по церковному

календарю с 1 сентября, а по прежнему, 'языческому', с 1 марта; что на

судах применяли прежние 'языческие ордалии' (испытания каленым железом или

водой); что эти летописи полны наблюдениями небесных знамений, - все это

явные признаки обычаев прежней, ведической Руси. Однако, если волхвы

начинали возмущать народ против княжеской или ордынской власти, то их

убивали лютой казнью, вешали, жгли на столбах, как и других врагов.

Ордынские ханы, как все язычники во все времена, были веротерпимы;

известно также, что они зачастую просили жрецов других вер совершать свои

требы для своего благополучия. В ставках Орды, в Сарае и Каракоруме, по

описаниям современников, был настоящий 'вавилон' служителей самых разных

культов, в том числе и христианских, - во всем их спектре, до самых

еретических сект.

Православную русскую церковь Орда не только не трогала, но даже

освободила ее от всякой дани, которая тяжелым бременем почти на 250 лет

легла на всех других подданных русских князей, - с 1243г.(получение от

татар первого ярлыка на великое княжение Ярославом, отцом Александра

Hевского) по 1480г.(раскол Золотой Орды и 'великое стояние на Угре'), с

небольшим двухгодичным перерывом после Куликовской битвы (1380-1382гг.).

Это освобождение от дани очень способствовало укреплению православия, так

как многие князья предпочитали обогатить свои церкви, чем платить дань

Орде.

В эти же времена, в XIII-XIV веках, начинается мистическая традиция

русского средневековья, связанная с так называемым старчеством и Христа

ради юродивыми.

Те христианские подвижники, которые уходили из набирающей силу и

богатеющей церкви и монастырей в глухие заволжские и северные скиты, или

становились юродивыми Христа ради в городах, составили начало новой,

провидческой силы Руси; многие из них обрели пророческий дар. Мы можем

вполне обоснованно предположить, что эти подвижники в своих глухих скитах

соединили благочестие христианства с мудростью и силой волхвов, - которые

ведь как раз в эти времена как будто исчезают на Руси. Самый известный

подвижник тех времен, преподобный Сергий Радонежский (1314-1391), в 21 год

ушел в глухие леса и жил там до конца, основав в 1338 году обитель,

ставшую затем Свято-Троицкою Сергиевою лаврою. Все знают, что он

благословил в 1380 году Дмитрия Донского на Куликовскую битву и дал ему в

войско своих иноков, - Пересвета