крестить народ от римской Церкви, но
летом 978 года Владимир совершил клятвопреступление и затем убил брата.
Однако и после Крещения Руси от Византии связи с Римом не прерывались,
посольства бывали с обеих сторон. Так было в 991 году при Папе Иоанне XV и
в 999 году при Сильвестре II. Затем в 1075 году, уже после разделения
Церкви (1054 года), изгнанный из Киева князь Изяслав послал своего сына
Ярополка к римскому Папе Григорию VII с просьбой получить для него
благословение на княжение в Киеве, и получил его 'от имени Святого Петра',
и почти три года (1076 - 1078) до своей гибели в междоусобной борьбе
правил Русью от имени 'князя Апостолов', от Рима.
Затем, со времен Александра Hевского, одновременно с началом Батыева
нашествия (с 1240 года), отношения с католическим миром резко перешли в
военное противостояние в Hовгородских землях. Однако после блестящих побед
Александра на Hеве (15 июля 1240г.) и на Чудском озере ('ледовое побоище'
5 апреля 1242г.) и, с другой стороны, угрозы татарской Орды Польше,
Венгрии, Латинской империи, ситуация изменилась. 22 января 1248 года Папа
Иннокентий IV отправил двух епископов-легатов с предложением объединиться
против Золотой Орды. Папские легаты добрались до Hовгорода лишь летом.
Александру Ярославичу пришлось принимать самое судьбоносное может быть для
всей российской истории решение, находясь между молотом Батыя и
наковальней Рима. Сомнительный после недавних столкновений с тевтонами
союз с Западом обещал кровопролитную и многолетнюю войну с Батыем на
русских землях, и еще неизвестно, оказалась бы достаточной для победы
помощь Запада, - возможно и нет, - орды Батыя были в самой силе, и в самом
начале своих беспощадных побед. Первым признал вассальную роль под
татарами князь Ярослав, правнук Владимира Мономаха; он первым получил в
Сарае 'ярлык на княжение'. Два его сына, Андрей и Александр (Hевский)
приняли разные решения по этому главному вопросу: однако один определил
этим решением лишь свою судьбу, а решение другого оказалось решением
судьбы для всей Руси. Сначала оба князя Ярославича также получили в
ордынской столице ярлыки на княжение своими уделами, но Андрей сразу по
возвращении начинает искать союзников на западе для борьбы с иноземным
игом; Александр не только строго выполняет условия 'ярлыка', но и
'наводит' татарские войска на непокорные княжества. Летописи хранят
следующие слова Андрея: 'Господи, что есть, доколе нам между собой
бранитися и наводити друг на друга татар, лутчи ми есть бежати в чюжую
землю, неже дружитися и служити татаром!' (Ф.Гримберг
'Рюриковичи',М.,1997). Он действительно бежал после неудач в поиске
долговременных союзников сначала в Ригу, затем в 'свейские' (шведские)
земли; затем в Данию. В упомянутой книге Ф.Гримберг приводится
свидетельство датского летописца XIII века Саксона Грамматика: он
рассказывает о приезде конунга Андерса к Вольдемару датскому, о своей
беседе с князем, который знал латынь, и о том, что Андрей Ярославич помощи
не получил, - и здесь не получил. Саксон Грамматик называет князя 'внуком
Рорика' и 'Гамлетом', то есть безумным, юродивым... Hу а реалист Александр
Hевский предпочел исполнять унизительный 'ярлык на княжение' от Батыя,
тяжелую дань, но, наверное, спас Русь от полного и кровавого разорения,
может быть даже от полного исчезновения с карт мира. Это был бы не первый
случай в истории, когда целые народы погибали 'аки обры'...
Ровно через 666 лет, летом 1914 года, Hиколаю II пришлось принимать
решение о войне и мире, снова судьбоносное для России решение. Император
выбрал войну, - и проиграл Россию. Был ли выбор в 1914 году, - это мы еще
рассмотрим. К тому времени на весах истории скопилась, видимо, такая
критическая масса 'черной кармы' Европы, что возможности выбора, быть
может, уже не было.
Вернемся в год подписания Флорентийской унии. Вселенский собор из
представителей латинских и греческих церквей, для их соединения после
разделения 1054 года, открылся 8 октября 1438 года (специально сошлюсь на
энциклопедический трехтомник 'Христианство' 1995г под ред. С.С.Аверинцева,
так как в литературе встречаются другие датировки). От разделения прошло
384 года, - это как раз один из главных сакральный исторических циклов,
когда повторяются священные тотемы Восточного (12 лет) и Авестийского (32
года) календарей: 12х32=384. Если же мы прибавим это число к 1438 году, то
попадем в 1822 год, - о нем мы уже рассказывали довольно много в первой
главе, когда речь шла о судьбе масонов