Борис Романов

Русские Волхвы, Астрологи, Провидцы (Часть 1)

в России. В ХIX веке Римская

церковь уже никак не могла влиять на Православную, но со времен Петра I

западное влияние шло через масонов, - мы еще будем говорить об этом

подробнее.

Так вот, именно в 1822 году император Александр I круто меняет свою

внутреннюю политику и 1 августа подписывает рескрипт о полном запрещении

всех масонских лож. А масоны ХIХ века, их еще называли 'франк-масонами'(в

переводе 'вольные каменщики'), представляли собой тайные общества ересей

христианства; все российские масонские ложи были организационно и по

существу филиалами западных европейских лож. Мы еще будем говорить об этом

подробнее, в том числе и об отношении Ватикана (к счастью всегда

отрицательном) к масонам, - а пока важно отметить лишь закономерность

узлов 1054-1438-1822 годов в истории Церкви и истории России,

действенность сакральных ритмов, которые помогают понять тайные пружины

событий.

Что происходило в 1438 году в мире и в России? Русь по-прежнему платит

дань Орде, ее терзают междоусобные жестокие княжеские распри, восстания

крестьян и горожан (в основном в Hовгородских землях) против двойного

гнета бояр и татар; в Москве правит Василий II (1425-1462), который

позднее получит прозвище Темный, когда будет ослеплен монахами

заговорщиками (в 1446г.). В Европе к началу XV века Византийская империя

окончательно стеснена османскими турками и уже десятилетия ищет помощи на

Западе, от римских Пап. Византийский император Иоанн VI Палеолог

(1425-1448) для спасения империи в 1437 году решается на крайнее средство:

согласиться на подчинение Греко-восточных церквей римскому Папе (Евгению

IV) и за это получить помощь западных государей. В конце 1437 года в

Феррару прибывают император Иоанн Палеолог, константинопольский патриарх

Иосиф, а также, впервые за всю историю Русской митрополии (с 1039 года)

большое посольство во главе с русским митрополитом (греком по

происхождению, как обязательно отмечают все историки) Исидором и

епископами, - всего до ста человек, духовных и светских лиц. Hачинаются

долгие переговоры, причем поначалу Римская церковь ведет их исключительно

с позиции силы и оскорбительно для константинопольского патриарха и всей

Греко-восточной церкви: так, Евгений IV требовал, чтобы Иосиф по

латинскому обычаю поцеловал его туфлю, - однако никаких уступок ни в

обрядах, ни в вопросах вероучений Иосиф, митрополиты и епископы восточные

делать не стали. Предварительные переговоры шли почти год, собор открылся

лишь 8 октября 1438 года; затем, из-за чумы в Ферраре его перенесли во

Флоренцию. Главный спор шел о так называемом filioque, - латинском учении

об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына. Hе вдаваясь во

все подробности этого давнего спора, отметим лишь, что в Евангелии Иоанна

сказано об исхождении Духа Святого от Отца (и ни в каких Евангелиях нет

слов 'и от Сына'), но на Западе еще до разделения 1054 года утвердилась

'явочным порядком' формула filioque, - возможно потому, что такая формула

позволяла Риму отстаивать свое верховенство во вселенской Церкви до самого

Второго пришествия Иисуса Христа.

Ведь апостол Петр был поставлен Пастырем Церкви самим Иисусом Христом

и, если верно учение латинян о Святом Духе, то до самого Второго

пришествия, действительно, все церкви мира должны бы подчиняться римскому

Пастырю. О том, как рассматривается этот вопрос в наше время, мы еще

поговорим в главе 'Фатима', а в 1439 году во Флоренции греческие отцы

согласились в конце концов на латинское чтение символа веры, а также на

признание главенства Папы.

Относительно обрядовых различий больших споров не было: латиняне

согласились одинаково допускать обряды как латинской, так и греческой

церкви. Затем был составлен акт соединения церквей, в котором было

изложено латинское учение о Святом Духе и о главенстве Папы. Этот акт

подписали все, кроме одного, греческие епископы, и русский митрополит

Исидор. Акт был торжественно прочитан в соборной церкви на латинском и

греческом языках; расставание посланцев всех церквей было чрезвычайно

дружескими теплым. Однако очень скоро во всех восточных церквах возникли

по поводу Флорентийской Унии крупные споры; везде униаты потерпели

поражение и были низложены. Когда же в 1453 году Константинополь был взят

турками, Флорентийская Уния осталась всего лишь незначительным эпизодом

истории вселенской Церкви.

Когда митрополит Исидор вернулся в Москву в сане римского кардинала,

власти и духовенство наотрез отказались одобрить унию. Митрополит был

назван