разразится над Москвой страшная
гроза, - и таково будет его царствование.
25 августа (3 сентября н.с.) 1530 года, действительно во время
сильнейшей грозы, под раскаты грома, родился в царской семье сын Иван.
Отцу было за пятьдесят, матери - немного за двадцать. В младенце
соединились крови едва ли не всех великих воинов, сошедшихся в битве 8
сентября 1380 года на Куликовом поле: по мужской линии Дмитрия Донского (в
пятом колене), а по женской - Мамая (от Елены Глинской) и литовского князя
Ягайло, союзника татар в той битве. Между прочим, никогда до этого
князьями-властителями Руси не становились рожденные в конце августа и
сентябре, - под зодиакальным знаком Девы. Дело в том, что для
России-Водолея знак Девы - восьмой по счету в Зодиаке, то есть знак
испытаний и катастроф по астрологическим законам. Да и в новое время мы не
найдем в СССР или в новой России правителей 'Дев'. Как только А.В.Руцкой
(род.16.9.1947г.) стал вице-президентом при Водолее-Ельцине, так началось
между ними грозное противостояние, а как только Руцкой провозгласил себя
осенью 1993 года президентом России, так в Москве сразу загремела танковая
канонада, пролилась кровь... Историки отмечают, что княжич Иван Васильевич
едва ли не чудом остался в живых, не стал жертвой внутри клановых
московских 'разборок' еще ребенком, до восьми или тринадцати лет, - ведь
он очень рано остался сиротой; отец его умер, когда Ивану было три года, а
мать умерла (возможно была отравлена) еще совсем молодой, через пять лет.
По смерти отца, в три года, его короновали в 'московские ханы', - как
назывались уже двести лет московские государи.
Иван быстро рос и мужал; как извещали посольские приказы, в 13 лет он
'в мужеский образ входит, а ростом совершенного человека уже есть, а
божьею волею помышляет уже брачный закон приняти'. Hа самом деле, чему
есть много свидетельств, великий князь в этом возрасте предавался весьма
диким забавам, против давно укорененного в Москве строгого домостроевского
порядка и воспитания княжичей. Он забирался на островерхие терема и
спихивал 'со стремнин высоких'
кошек и собак, 'тварь бессловесную', а в 14 лет 'начал человеков
ураняти' (Р.Г.
Скрынников. 'Иван Грозный', М., 1983). Он отчаянно безобразничал с
ватагой сверстников, детьми знатнейших бояр: они разъезжали по улицам и
площадям Москвы, топча конями народ, бил и даже грабил людей, 'скачуще и
бегающе всюду неблагочинно'. Опекуны уже не могли с ними справиться. По
завещанию отца, должно было 'беречь' (т.е. опекать) Ивана до 15 лет, -
издавна пора совершеннолетия, не только на Руси. Едва отпраздновав этот
день рождения, Иван велел отрезать язык Афанасию Бутурлину, за какие-то
невежливые слова. В первом же (неудачном)
военном походе на татар он еще до сражения перессорился с видными
воеводами и трем из них 'посекли головы'. Однако, как бы ни удивлял
молодой князь бояр, надо было венчать его на царство, пришла пора
исполнять волю его отца.
16 января 1547 года Ивана Васильевича короновали; в Успенском соборе в
Кремле митрополит возложил на него шапку Мономаха - символ царской власти
московских государей. После коронации и основания, таким образом, нового
православного царства, митрополит Макарий провел церковную реформу:
собранный им духовный собор канонизировал несколько десятков новых святых.
Русская церковь в тот год обрела их больше, чем за предыдущие пять веков
своего существования, - закатившееся в Константинополе 'солнце
благочестия' с новой силой засияло в Москве, в третьем Риме. 'Венчание на
царство' - это было впервые после ордынского ига, - независимое от татар
'венчание на царство', - важнейшее событие не только для Руси, но и для
Европы. Что представляла собой Россия в то время? Это было одно из самых
крупных и населенных царств Европы: около десяти миллионов людей населяло
Восточно- Европейскую равнину; в Москве жило около ста тысяч и это был
крупнейший город Европы, в Hовгороде - до тридцати тысяч человек; Киев
после татар был не слишком большой деревней, но постепенно возрождался; в
городах жило около двух процентов населения, - довольно много для
средневековой Европы. Тяжкие поборы с городов служили одним из главных
источников пополнения царской казны, - и причиной многих волнений и бунтов.
Почти при всяком бунте горожане обвиняли в злых умыслах каких-либо
'волхвов', 'колдунов' из знати, - такое место в народном сознании теперь
занимали прежние великие дохристианские волхвы. Точнее сказать, такое
место заняли теперь