Калининградской области России, примерно на пятьдесят-сто
километров восточнее Кенигсберга-Калининграда. Братья Видевут и Брутен
почитались затем пруссами сами как боги, подобно римским Ромулу и Рему.
7 февраля 1613 года состоялось предварительное избрание Михаила
Федоровича, однако не все выборные прибыли еще в Москву; окончательное
избрание совершилось 21 февраля, в Успенском соборе в Кремле. Голосование
было письменным, тайным, - результат же был единогласен. Выборные пошли на
Лобное место и, уже зная результаты избрания, сначала спросили все же
москвичей, заполнивших площадь, кого они желают иметь царем. Народ
громкими криками заявил, что, кроме Михаила Федоровича Романова, никого не
желает. После этого в соборе был отслужен благодарственный молебен. Затем
началась присяга в Москве и городах 'по крестоцеловальной грамоте',
записанной Земским советом. 2 марта посольство выехало из Москвы в
Кострому, с извещением к избранному царю. До отречения Николая II от
престола оставалось ровно 304 года.
После долгих уговоров, сначала Марфа Ивановна благословила сына и затем
Михаил согласился на царствование свое. 14 марта в Ипатьевском монастыре
Костромы Михаил Романов был помазан на царство. 11 июля 1613 года он
венчался царским венцом в Успенском соборе в Москве.
Между тем предводитель волжских казаков Иван Заруцкий с Мариной Мнишек
и ее сыном Иваном (от Лжедмитрия II), которому в начале 1613-го
исполнилось два года о роду, находились в Астрахани. Там маленький Иван
был провозглашен мятежными казаками новым царем. Их надо было изловить, -
пока они были на свободе, угроза новой смуты или польского нашествия была
велика. Спасаясь от преследований, они бегут через Каспий на Яик. Только 6
июля 1614 года это удалось, - сами казаки в конце концов выдали их. В
Москве они могли оказаться самое раннее в августе, скорее позднее. Во всех
исторических исследованиях по этому вопросу сообщается кратко, что
Заруцкий сразу был посажен на кол, Иван был казнен публично на Лобном
месте - повешен, что Марина вскоре умерла в тюрьме. Все называют возраст
сына Марины на день казни - 'четырехлетний'. Он родился через несколько
дней после убийства отца, Лжедмитрия II, 'Тушинского вора', - а было это
10 или 11 декабря 1610 года. Астрологический анализ позволяет
предположить, что мальчик родился 16-20 декабря, скорее 20 декабря 1610
года. Гороскоп его рождения очень мрачный, - про него точно можно сказать
'родился под несчастливой звездой'.
Марина была формально венчанной русской царицей и закон запрещал
казнить ее.
Если же признать ее самозванкой, то была она польской поданной и не
виновной очевидно в своем замужестве, - опять 'казнить нельзя,
помиловать'. Но несчастный ее сын, называемый теперь боярами не иначе как
'Ивашка -Воренок', был русским поданным. И бояре приговаривают его к
смертной казни. Сына у Марины из тюрьмы взяли обманом, уверив ее, что царь
не будет мстить ребенку. Палач на руках отнес его на Лобную площадь,
завернув в шубу, - мальчонка в камере был в одной рубашке... Эти сведения
позволяют предположить, что казнь совершилась осенью.
Наверное, с августа шло следствие по делу Мнишек. Оно не было закончено
еще и в декабре, так как известно, что русский посол в Речи Посполитой в
конце декабря 1614-го или январе 1615 года оправдывался перед поляками за
смерть Марины словами: 'А Маринка на Москве от болезни и тоски по своей
воле умерла; а государю была и боярам для обличения ваших неправд надобна
она жива' ('Дневник Марины Мнишек',СПб, 1995). В самой москвовской Руси
известие о ее смерти было официально речено так: 'А Маринка на Москве от
болезни и тоски о своем выбледке умерла' (РИО, стр.629). Я могу
предположить, что ее сын был повешен 4 октября 1614 года, - не только по
астрологическим методикам, но и потому, что этот день отмечен в русской (и
не только русской) истории: 4 октября 1552 году Иван Грозный вошел во
взятую днями раньше Казань; 4 октября 1582 года римским папой был введен в
католических странах Григорианский календарь (поскольку Мнишек была
католичкой, то выбор боярами дня казни мог быть связан и с этим, в пику
'латинской вере'). Да и после казни 1614 года день этот проявлялся: 4
октября 1879 года умер виднейший историк XIX века Сергей Соловьев, не
успев завершить свою 'Историю России с древнейших времен'; 4 октября 1917
года Собор Русской православной церкви принял послание 'ко всем чадам' по
поводу выборов в Учредительное собрание: 'Пусть победит в себе народ