приказа
Николаем Спафарием и подьячим Петром Долгово.
На рождение Петра составлялись в столице астрологические вирши.
(Р.Симонов.
'Астрология эпохи реформ', НиР, N10, 1993). В 1679 году для семилетнего
царевича художник Карп Иванов Золотарев сделал копию с росписи в столовой
его отца 'Двенадцать месяцев и беги небесные' - картина астрономическая и
астрологическая, тогда это не разделялось. Для одиннадцатилетнего Петра
его 'дядька' Т.Н.Стрешнев взял из вещей скончавшегося царя Федора
Алексеевича сочинение Я.Гевелия 'Селенография'. В предисловии к русскому
переводу этой книги Петр мог прочесть, что звездословие, - как по
древне-русски называлась астрология, - 'благопотребно есть на управление
государства'. Есть все основания говорить, что Петр в детстве и затем в
отрочестве (в Немецкой слободе) не только находился в атмосфере уважения к
этой древней науке, но и сам изучал ее. Но уже в отрочестве он оказался
вовлечен и в очень непростые, небезобидные и тайные игры взрослых людей: в
той же Немецкой слободе собиралось тайное 'Нептуново общество'. Адмирал
Франц Лефорт был его председателем, в него входили как иностранцы на
русской службе (Я.Брюс, А.Фархварсон), так и русские генералы
(Ф.М.Апраксин), и будущие соратники Петра. Он сам числился 'первым
надзирателем'
и знакомился там с магией, алхимией, астрологией, но фактически это
было первое масонское общество в России, - правда, вероятно не проводившее
сначала в полной мере идеи европейского масонства, и, опять же
предположительно, не связанное до поездки самого Петра в Голландию и
Англию (в 1697 году) с иностранными масонскими ложами. Однако, для того,
чтобы понять, в какой среде набирался оккультных знаний молодой Петр,
расскажем сначала о легендарном Якове Брюсе.
Его родословие тянется из глубокого прошлого Европы и восходит к
норманнскому завоеванию Англии, в котором участвовали предки Брюса. Самым
известным его предком был король Шотландии Роберт I (1274 - 1329). В 1314
году он разбил английскую армию, в чем ему немало помогли рыцари тайных
орденов, тамплиеры, а в 1328 году добился от Англии независимости
Шотландии. Его имя стоит во главе родового древа Брюса (К.Диланян. 'Тайная
миссия Якова Брюса', НиР, N 1,2, 1997).
Роберт I явился и первым учредителем (24 июня 1314 года) и главою
первого шотландского ордена тамплиеров 'Андрея Первозванного и
Шотландского Чертополоха', - так он назывался. Но дело не в названии, а
еще и в том, что именно в Шотландию бежали немногие спасшиеся во время
разгрома во Франции 1307-1314 годов тамплиеры, лидер которых Жак де Моле
был схвачен вместе с сотнями своих тайных соратников 13 октября 1307 года
и сожжен на костре 18 марта 1314 года, прокляв из огня весь род короля
Филиппа Красивого 'до тринадцатого колена'... Надо сказать, что охота на
тамплиеров по всей Франции была организована так сильно, что бежать смогли
лишь немногие, видимо, заранее предупрежденные еще более тайной 'Общиной
Сиона', - которая дожила до наших дней, и о которой мы еще будем говорить
в седьмой главе. Так вот, эти спасшиеся французские 'рыцари Храма' (Тампль
- Храм) нашли пристанище в Шотландии.
Здесь пора рассказать хотя бы немного о тамплиерах, позднее
соединившихся с масонами, или франк-масонами (от французского franc macon
- вольный каменщик) - обо всей этой загадочной тайной истории Европы.
Вообще-то этой истории посвящено столько исследований, в том числе и в
последние годы у нас в России, что тех, кто специально интересуется этими
вопросами, я отошлю к подробным и основательным работам историков
О.А.Платонова 'Масонский заговор в России', Б.Башилова 'История русского
масонства', А.Я.Авреха 'Масоны и революция', - это все книги 1990-х годов,
использующие большие фактические и архивные материалы и весьма сурово
обличающие масонство во всех бедах России XIX и особенно XX века.
В них читатель найдет ссылки и на более ранние, в том числе
дореволюционные исследования. Назову и книгу Ю.К.Бегунова 'Тайные силы в
истории России', хотя и резко осуждаемую сейчас в либеральных кругах, но
также основанную на фактах и документах. Дело самого читателя - оценивать
идеологические концепции авторов.
Во всяком случае, у российского читателя практически нет выбора, - если
мы хотим узнать подробнее и основательнее про масонов, то необходимо
обратиться к этим исследованиям. Что касается стержневой идеи самого
масонства, то она, на мой взгляд, лучше всего прослеживается в
исследовании трех английских авторов Майкла