Н.М.Карамзин

История Государства Российского том 3

Ярополк отнял у Соборной церкви волости и доходы, данные ей

Андреем; в самый первый день княжения своего взяв ключи от сего богатого

храма, присвоил себе казну оного, серебро, золото и дерзнул наконец самую

победоносную вышегородскую икону Марии отдать зятю, Глебу Рязанскому.

Общее негодование обнаружилось. 'Мы не рабы (говорили Владимирцы) и

приняли Князей добровольно; они же грабят нас как иноплеменных, опустошая

не только домы, но и святые храмы. И так промышляйте, братья!' Слово

важное: оно значило, что надобно Князей унять или сбыть с рук.

[1175 г.] Видя же, что все Бояре держат сторону слабых Государей -

видя, что Ростовцы и Суздальцы нечувствительны к народным обидам или

терпеливы до излишества, - граждане Владимирские тайно призвали Михаила из

Чернигова. 'Ты внук Мономахов и старший из Князей его рода, - говорили ему

Послы: - иди на престол Боголюбского; а ежели Ростов и Суздаль не захотят

тебя, мы на все готовы, и с Божиею помощию никому не уступит'. Михаил с

братом Всеволодом и сыном Князя Черниговского был уже в Москве, где

ожидали их усердные Владимирцы и сын Андрея Боголюбского (скоро по смерти

отца принужденный выехать из Новагорода): тогда Ярополк сведал о грозящей

ему опасности; хотел встретить Георгиевичей, но разошелся с ними в

дремучих лесах и написал к брату, Мстиславу Суздальскому: 'Михалко болен;

его несут на носилках: спеши отразить малочисленных неприятелей от

Владимира, я пленю их задний отряд'. Михаил, будучи действительно весьма

нездоров, приближался к Владимиру, когда полк Суздальский, выступив из-за

горы в блестящих латах и распустив знамя, с воплем устремился на его

дружину. Устроенная Михаилом, она изготовилась к сражению; стрелки с обеих

сторон начали битву; но Суздальцы - изумленные стройным ополчением

неприятелей - вдруг обратили тыл, бросив хоругвь Княжескую. Летописцы

говорят, что ни те, ни другие воины не отличались никаким особенным знаком

и что сие обстоятельство спасло многих Суздальцев: ибо победители не могли

распознавать своих и неприятелей. Михаил [15 июня 1175 г.] с торжеством

въехал в город Владимир: пред ним вели пленников. Духовенство и все жители

встретили его с живейшею радостию.

Ярополк ушел к зятю своему в Рязань, а Мстислав в Новгород (где княжил

юный сын его, Святослав, после Георгия Андреевича); но мать и жены их

остались пленницами в Владимире.

Скоро Послы от Суздаля и Ростова явились во дворце Михаиловом и сказали

именем всех граждан: 'Государь! Мы твои душою и сердцем. Одни Бояре,

преданные Мстиславу, были тебе врагами. Повелевай нами как отец

добродушный!' Таким образом Михаил наследовал Великое Княжение Андреево;

объехал разные области; везде учредил порядок; везде пекся о народном

спокойствии. Осыпанный дарами Суздальцев и Ростовцев, награжденный за свой

труд благословениями довольных граждан, он возвратился в Владимир, оставив

Всеволода княжить в Переяславле Залесском.

Народ требовал мести: Глеб Рязанский пользовался слабостию шурьев,

обирал их, обогатился драгоценностями и святынею храмов Владимирских.

Михаил шел наказать его: но Глеб, не дерзая оправдываться, требовал

милосердия; прислал Вышегородскую икону Богоматери, все драгоценности,

даже книги, им похищенные, и тем обезоружил Великого Князя. Народ, с

восхищением встретив образ Марии, снова поставил его в Соборной церкви

Владимирской: Михаил возвратил ей поместья, оброки и десятину.

Торжество Владимирцев было совершенно: город их сделался опять

столичным; и Князь, ими призванный, заслуживая любовь общую, казался

любимцем Неба, ибо счастие ему благоприятствовало. Они хвалились своим

выбором и говорили, что Бог, унизив гордость древнего Ростова, прославил

новый Владимир, ознаменовав его жителей мудростию в совете и мужеством в

деле; что они, вопреки Боярам, даже вопреки народу Суздальскому и

Ростовскому, единственно в надежде на свою правду, дерзнули изгнать злых

Князей и выбрать Михаила, благотворителя земли Русской. К несчастию, сей

Государь властвовал только один год и скончался [20 июня 1170 г.], оставив

в летописях память своей храбрости и добродетели. Жив в веке суровом,

мятежном, он не запятнал себя ни жестокостию, ни вероломством и любил

спокойствие народа более власти. Новейшие Летописцы уверяют, что Михаил

казнил многих убийц Андреевых; но современные не говорят о том. Некогда

изгнанный Боголюбским, он мог еще питать в сердце своем неприятное

воспоминание сей обиды; и тем более достоин хвалы, ежели действительно

наказал злодеев.

Михаил,