редко находим Монархов неограниченных. Между тем древний
устав Рюриковых времен не был отменен: везде, и в самом Новегороде, Князь
судил, наказывал и сообщал власть свою Тиунам; объявлял войну, заключал
мир, налагал дани. Но граждане столицы, пользуясь свободою веча, нередко
останавливали Государя в делах важнейших: предлагали ему советы,
требования; иногда решили собственную судьбу его как вышние законодатели.
Жители других городов, подведомых областному и называемых обыкновенно
пригородами, не имели сего права.
Вероятно, что и в столицах не все граждане могли судить на Вечах, а
только старейшие или нарочитые, Бояре, воины, купцы. Знаменитое
Духовенство также участвовало в делах правления. Святополк-Михаил и
Мономах звали Олега на совет с Боярами, градскими людьми, Епископами,
Игуменами. Митрополит Киевский присутствовал на Вече Софийском.
Архиепископ Новогородский ездил с судными делами к Андрею Боголюбскому.
Подобно Князьям, Вельможам, богатым купцам владея селами, Епископы
пользовались в оных исключительным правом судебным без сношения с
гражданскою властию; под главным ведомством Митрополита судили Иереев,
Монахов и все церковные преступления, наказывая виновных эпитимиями.
Россияне в XIII веке уже имели перевод Греческого Номоканона, или Кормчей
Книги: она хранилась в Новогородском соборе и служила правилом для
разбирательства случаев, относящихся к совести Христиан. - Духовным же
особам были обыкновенно поручаемы государственные мирные переговоры:
убеждения рассудка, подкрепляемые гласом Веры, тем сильнее действовали на
сердца людей. - Но Епископы, избираемые Князем и народом, в случае
неудовольствия могли ими быть изгнаны. В отношениях гражданских Святитель
совершенно зависел от суда Княжеского: так Ярослав Феодор (в 1229 году)
судил какую-то важную тяжбу Епископа Ростовского, Кирилла, обвинил его и
лишил почти всего имения. (К чести сего Кирилла, славного необыкновенным
богатством, скажем, что он, вместо жалоб, принес благодарность Небу;
раздал остаток своего достояния друзьям, нищим и, подобно Иову страдая
тогда от недуга телесного, постригся в Схиму.)
Восшествие Государя на трон соединено было с обрядами священными:
Митрополит торжественно благословил Долгорукого властвовать над южною
Россиею; Киевляне, Новогородцы сажали Князей на престол в Софийском храме.
Князь в самой церкви, во время Литургии, стоял с покровенною главою, в
шапке или клобуке (может быть, в венце); украшал Вельмож своих златыми
цепями, крестами, гривнами; жаловал придворных в Казначеи, Ключники,
Постельники, Конюшие и проч. Что прежде называлось дружиною Государей, то
со времен Андрея Боголюбского уже именуется в летописях Двором: Бояре,
Отроки и Мечники Княжеские составляли оный.
Сии Дворяне, первые в России, были лучшею частию войска. Каждый город
имел особенных ратных людей, Пасынков, или Отроков Боярских (названных так
для отличия от Княжеских) и Гридней, или простых Мечников, означаемых
иногда общим именем воинской дружины. Только в чрезвычайных случаях
вооружались простые граждане или сельские жители; но последние обязаны
были давать лошадей для конницы. Совершив поход - большею частию в конце
зимы - Князь обирал у воинов оружие, чтобы хранить его до нового
предприятия. Войско разделялось на полки, конные и пехотные, на копейщиков
и стрелков; последние обыкновенно начинали дело. Главный Воевода
именовался Тысячским: Князья имели своих Тысячских, города также. Если
сказания Нестора о числе Олеговых и Игоревых воинов, справедливы, то
древнейшие ополчения Российские были многолюднее, нежели в XI, XII и XIII
столетии; ибо сильнейшее известное нам войско в течение сих веков состояло
только из 50000 ратников. Воины надевали латы единственно в то время,
когда уже готовились к битве; самое оружие, для облегчения людей, возили в
телегах: отчего неприятель, пользуясь нечаянностию, иногда нападал на
безоружных. Войско робкое или малочисленное ограждало себя в поле кольями
и плетнем; такие же ограды деревянные, или остроги, служили внешнею
защитою для крепостей, замков, или детинцев. Немецкий Летописец, хваля
меткость наших стрелков, говорит, что Россияне могли учиться у Ливонских
Рыцарей искусству города: но стенобитные орудия, или пороки, уже давно
были у нас известны.
Ни внутренние раздоры, ни внешние частые войны не препятствовали в
России мирным успехам торговли, благодетельным для гражданского
образования народов. В сие время она была весьма обширна и знаменита.
Ежегодно приходили