Н.М.Карамзин

История Государства Российского том 3

Романа.

Несчастные слепцы были также освобождены, и на пути в южную Россию, к

общему удивлению, прозрели в Смоленске, с усердием моляся в Смядынской

церкви Св. Глеба, по известию Летописцев.

[1178-1180 гг.] Чудо разгласилось и благоприятствовало властолюбию сих

Князей:

Новогородцы призвали их как мужей богоугодных; оставили Мстислава

начальствовать в столице, Ярополку дали Торжок, а бывшего Князя своего,

Ярослава, также Всеволодова племянника, послали управлять Волоком Ламским.

Мстислав чрез несколько месяцев умер; Ярополк заступил его место, но скоро

был изгнан народом, в угодность Великому Князю, который захватил многих

купцов Новогородских, с неудовольствием видя злодея своего Главою сей

области. Всеволод еще не был обезоружен: приступил к Торжку и требовал

дани. Граждане обещались заплатить оную; но воины сказали Великому Князю:

'Мы пришли сюда не за тем, чтобы целовать их и слушать пустые клятвы',

сели на коней и взяли город; зажгли его, пленили жителей. Всеволод с

отборною дружиною спешил к Волоку Ламскому, уже оставленному гражданами;

нашел там одного племянника своего, Ярослава; истребил огнем пустые домы,

самый хлеб в окрестностях, и сею безрассудною жестокостию так озлобил

Новогородцев, что они решились не иметь с ним никакого дружелюбного

сношения, призвав к себе Романа Смоленского. Потомки Св. Владимира все еще

верили их ненадежным обетам и прельщались знаменитостию древнейшего в

Государстве Княжения.

Роман властвовал там не долее многих своих предместников; по крайней

мере выехал добровольно и с честию. Тогда Новогородцы, желая иметь Князя,

известного воинскою доблестию, единодушно избрали брата Романова,

Мстислава, столь знаменитого мужеством, что ему в целой России не было

имени кроме Храброго. Он колебался, ответствуя их Послам, что не может

расстаться ни с верными братьями, ни с южною своею отчизною; но братья и

дружина сказали Мстиславу: 'Новгород есть также твое отечество' - и сей

бодрый Князь поехал искать славы на ином феатре:

ибо душа его, как пишут современники, занималась одними Великими

делами. Весь Новгород, чиновники, Бояре, Духовенство с крестами вышли к

нему навстречу.

Возведенный [1 ноября 1179 г.] на престол в Софийской церкви, Мстислав

дал слово ревностно блюсти честь, пользу Новагорода, и сдержал оное.

Узнав, что Эстонцы (в 1176 году) дерзнули осаждать Псков и не престают

беспокоить границ, он в несколько дней собрал 20000 воинов и веселяся

предводительством рати столь многочисленной, нетерпеливо хотел битвы; но

Эстонцы, думая только о спасении жизни, скрывались. Опустошив их землю до

самого моря, взяв в добычу множество скота, пленников, Мстислав на

возвратном пути усмирил во Пскове мятежных чиновников, не хотевших

повиноваться его племяннику, Борису Романовичу, и готовился к иным

предприятиям. Еще в 1066 году прадед Всеслава Полоцкого ограбил Софийскую

церковь в Новегороде и захватил один из его уездов: Мстислав, как

ревностный витязь Новогородской чести, вздумав отметить за то Всеславу,

своему зятю, уже шел к Полоцку. Едва Роман Смоленский мог обезоружить

брата, представляя ему, что сей Князь, супруг их сестры, не должен

ответствовать за прадеда, давно истлевшего во гробе; что воспоминание обид

древних не достойно ни Христианина, ни Князя благоразумного. Мстислав

уважил братний совет и возвратился из Великих Лук, обещая себе, гражданам

и дружине новым походом навсегда смирить Ливнию. Но среди блестящих надежд

пылкого славолюбия и в силе мужества сраженный внезапною болезнию, он

увидел суету гордости человеческой и, жив Героем, хотел умереть

Христианином: велел нести себя в церковь, причастился Святых Таин после

Литургии и закрыл глаза навеки [4 июня 1180 г.] в объятиях неутешной

супруги и дружины, поручив детей, в особенности юного Владимира, своим

братьям. Таким образом, Новогородцы в два года погребли у себя двух

Князей: чего уже давно не бывало: ибо, непрестанно меняя Властителей, они

не давали им умирать на троне. Бояре и граждане изъявили трогательную

чувствительность, оплакивая Мстислава Храброго, всеми любимого, величая

его красоту мужественную, победы, Великодушные намерения для славы их

отечества, младенческое добродушие, соединенное с пылкою гордостию сердца

благородного. Сей Князь, по свидетельству современников, был украшением

века и России. Другие воевали для корысти: он только для славы и, презирая

опасности, еще более презирал золото, отдавая всю добычу Церкви или

воинам, коих всегда ободрял в битвах словами: