Н.М.Карамзин

История Государства Российского том 3

назвали его Хлыновом и, с удовольствием приняв к себе многих

Двинских жителей, составили маленькую республику, особенную, независимую в

течение двухсот семидесяти осми лет, наблюдая обычаи Новогородские,

повинуясь сановникам избираемым и Духовенству.

Первобытные обитатели земли Вятской, Чудь, Вотяки, Черемисы, хотя

набегами беспокоили их, но были всегда отражаемы с великим уроном, и

память сих битв долго хранилась там в торжественных церковных обрядах: два

раза в год из села Волкова с образом Св. Георгия носили в Вятку железные

стрелы, кои были оружием Чуди или Вотяков и напоминали победу Россиян.

Новогородцы также от времени до времени старались делать зло Хлыновским

поселенцам, именовали их своими беглецами, рабами и не могли простить им

того, что они хотели жить независимо.

Глава II

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ II [ГЕОРГИЕВИЧ]. Г. 1174-1176

Вече в Владимире. Добродушие Михаила. Гордость Ростовцев. Корыстолюбие

Бояр. Торжество Михаила. Кончина и свойства сего Князя. Междоусобие в южной

России.

Скоро по кончине Великого Князя съехались Ростовцы, Суздальцы,

Переяславцы и все люди воинские в город Владимир на Вече, следуя примеру

Новогородцев, Киевлян и других Российских знаменитых граждан, которые, по

словам Летописцев, издревле обыкли решить дела государственные в собраниях

народных и давали законы жителям городов уездных. 'Всем известно, каким

образом мы лишились Князя, - говорили Бояре на Вече: - он не оставил детей

кроме сына, княжащего в Новегороде. Братья Андреевы в южной России. Кого

же изберем в Государи? Кто защитит нас от соседственных Князей, Рязанского

и Муромского, да не будем жертвою их коварства или силы? Обратимся к зятю

Ростислава Георгиевича, Глебу Рязанскому; скажем ему:

Бог взял нашего Князя: зовем шурьев твоих на престол Андреев; отец их

жил с нами и пользовался любовию народною'. Сия мысль была внушена Боярам

Послами Рязанскими: граждане одобрили оную; утвердили выбор крестным

целованием и, согласясь с Глебом, отправили посольство в Чернигов, где

находились тогда, Ярополк и Мстислав Ростиславичи, племянники Андреевы.

Обрадованные честию такого избрания, но желая быть великодушными, сии два

Князя предложили дядям своим, Михаилу и Всеволоду Георгиевичам,

господствовать вместе с ними; признали Михаила старшим, уверили друг друга

клятвою в искренности союза и целовали крест из рук Епископа

Черниговского. Обряд бесполезный! Ярополк по совету Ростовцев, недовольных

прибытием Михаила, оставив его в Москве, тайно уехал в Переяславль

Залесский, собрал Бояр, воинов и взял с них клятву верности. Ростовцы

призвали туда и 1150 Владимирцев; но сограждане сих последних, которые

оставались дома, отворили ворота Михаилу и с радостию назвали его Князем

своим, помня, что Георгий Долгорукий хотел отдать Суздальское Княжение ему

и Всеволоду. Началось междоусобие. Ярополк осадил Владимир; союзники его,

Муромцы, Рязанцы, жгли села в окрестностях. Семь недель граждане крепко

стояли за Михаила и мужественно оборонялись; наконец, изнуренные голодом,

объявили Князю, чтобы он дал им мир или сам удалился. Храбрый, добродушный

Михаил не думал укорять их. 'Вы правы, - сказал он им: - могу ли желать

вашей погибели?' - и немедленно выехал. Граждане, проводив сего достойного

Князя с искренними слезами, вступили в переговоры с Ярополком и

Мстиславом; уверяли их в своей покорности, но боялись злобы Ростовцев,

которые, завидуя новой знаменитости Владимира, желали его унизить.

Города считались тогда между собою в летах, как роды дворянские в

поколениях:

Ростовцы славились древностию; именовали Владимир пригородом, его

жителей своими каменщиками, слугами, недостойными иметь Князя, и хотели

дать им Посадника.

Владимирцы, напротив того, утверждали, что их город, основанный

Владимиром Великим, имеет право на знаменитость. Обнадеженные Ярополком и

братом его в справедливой защите, они встретили их со крестами и ввели

торжественно в храм Богоматери, где Ярополк был объявлен Князем

Владимирским, а Мстислав Ростовским и Суздальским. Народ успокоился,

однако ж ненадолго.

Мстислав и Ярополк, неопытные в деле государственного правления, скоро

утратили любовь народную. Отроки, пришедшие с ними из южной России,

сделались Посадниками, отягощали граждан судебными налогами; думали о

корысти гораздо более, нежели о расправе. Князья зависели от Бояр и во

всем исполняли их волю; а Бояре, наживаясь сами, советовали и Князьям

обогащаться.