назвали его Хлыновом и, с удовольствием приняв к себе многих
Двинских жителей, составили маленькую республику, особенную, независимую в
течение двухсот семидесяти осми лет, наблюдая обычаи Новогородские,
повинуясь сановникам избираемым и Духовенству.
Первобытные обитатели земли Вятской, Чудь, Вотяки, Черемисы, хотя
набегами беспокоили их, но были всегда отражаемы с великим уроном, и
память сих битв долго хранилась там в торжественных церковных обрядах: два
раза в год из села Волкова с образом Св. Георгия носили в Вятку железные
стрелы, кои были оружием Чуди или Вотяков и напоминали победу Россиян.
Новогородцы также от времени до времени старались делать зло Хлыновским
поселенцам, именовали их своими беглецами, рабами и не могли простить им
того, что они хотели жить независимо.
Глава II
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ II [ГЕОРГИЕВИЧ]. Г. 1174-1176
Вече в Владимире. Добродушие Михаила. Гордость Ростовцев. Корыстолюбие
Бояр. Торжество Михаила. Кончина и свойства сего Князя. Междоусобие в южной
России.
Скоро по кончине Великого Князя съехались Ростовцы, Суздальцы,
Переяславцы и все люди воинские в город Владимир на Вече, следуя примеру
Новогородцев, Киевлян и других Российских знаменитых граждан, которые, по
словам Летописцев, издревле обыкли решить дела государственные в собраниях
народных и давали законы жителям городов уездных. 'Всем известно, каким
образом мы лишились Князя, - говорили Бояре на Вече: - он не оставил детей
кроме сына, княжащего в Новегороде. Братья Андреевы в южной России. Кого
же изберем в Государи? Кто защитит нас от соседственных Князей, Рязанского
и Муромского, да не будем жертвою их коварства или силы? Обратимся к зятю
Ростислава Георгиевича, Глебу Рязанскому; скажем ему:
Бог взял нашего Князя: зовем шурьев твоих на престол Андреев; отец их
жил с нами и пользовался любовию народною'. Сия мысль была внушена Боярам
Послами Рязанскими: граждане одобрили оную; утвердили выбор крестным
целованием и, согласясь с Глебом, отправили посольство в Чернигов, где
находились тогда, Ярополк и Мстислав Ростиславичи, племянники Андреевы.
Обрадованные честию такого избрания, но желая быть великодушными, сии два
Князя предложили дядям своим, Михаилу и Всеволоду Георгиевичам,
господствовать вместе с ними; признали Михаила старшим, уверили друг друга
клятвою в искренности союза и целовали крест из рук Епископа
Черниговского. Обряд бесполезный! Ярополк по совету Ростовцев, недовольных
прибытием Михаила, оставив его в Москве, тайно уехал в Переяславль
Залесский, собрал Бояр, воинов и взял с них клятву верности. Ростовцы
призвали туда и 1150 Владимирцев; но сограждане сих последних, которые
оставались дома, отворили ворота Михаилу и с радостию назвали его Князем
своим, помня, что Георгий Долгорукий хотел отдать Суздальское Княжение ему
и Всеволоду. Началось междоусобие. Ярополк осадил Владимир; союзники его,
Муромцы, Рязанцы, жгли села в окрестностях. Семь недель граждане крепко
стояли за Михаила и мужественно оборонялись; наконец, изнуренные голодом,
объявили Князю, чтобы он дал им мир или сам удалился. Храбрый, добродушный
Михаил не думал укорять их. 'Вы правы, - сказал он им: - могу ли желать
вашей погибели?' - и немедленно выехал. Граждане, проводив сего достойного
Князя с искренними слезами, вступили в переговоры с Ярополком и
Мстиславом; уверяли их в своей покорности, но боялись злобы Ростовцев,
которые, завидуя новой знаменитости Владимира, желали его унизить.
Города считались тогда между собою в летах, как роды дворянские в
поколениях:
Ростовцы славились древностию; именовали Владимир пригородом, его
жителей своими каменщиками, слугами, недостойными иметь Князя, и хотели
дать им Посадника.
Владимирцы, напротив того, утверждали, что их город, основанный
Владимиром Великим, имеет право на знаменитость. Обнадеженные Ярополком и
братом его в справедливой защите, они встретили их со крестами и ввели
торжественно в храм Богоматери, где Ярополк был объявлен Князем
Владимирским, а Мстислав Ростовским и Суздальским. Народ успокоился,
однако ж ненадолго.
Мстислав и Ярополк, неопытные в деле государственного правления, скоро
утратили любовь народную. Отроки, пришедшие с ними из южной России,
сделались Посадниками, отягощали граждан судебными налогами; думали о
корысти гораздо более, нежели о расправе. Князья зависели от Бояр и во
всем исполняли их волю; а Бояре, наживаясь сами, советовали и Князьям
обогащаться.