Н.М.Карамзин

История Государства Российского том 3

некоторых знатных

граждан, осудил на смерть, бросил с моста в Волхов. Юный Мстислав не

предупредил зла и казался слабым. В вину ему поставили, может быть, и

гибель чиновников, ездивших тогда для собрания дани в Заволочье в страну

Нечерскую и Югорскую, где Новгород господствовал и давал законы народам

полудиким, богатым драгоценными звериными кожами: сии чиновники и товарищи

их были убиты жителями, хотевшими освободиться от ига Россиян. Вследствие

того и другого происшествия Новогородцы изгнали Мстислава, прибегнули

опять ко Всеволоду и желали вторично иметь Князем свояка его, Ярослава

Владимировича. Теснейшая связь с могущественным Государем Суздальским

обещала им столь важные выгоды для внутренней торговли, что они

согласились забыть прежнюю досаду на Ярослава и целые девять лет терпели

его как в счастливых, так и в неблагоприятных обстоятельствах. Первый год

Ярославова Княжения, или 1188, ознаменовался чрезвычайною хлебною

дороговизною (четверть ржи стоила более двух нынешних серебряных рублей) и

важною ссорою с Варягами, Готландцами и другими народами Скандинавскими.

Новогородцы задержали их купцов, разослали по темницам; не пустили своих

за море; отправили назад Послов Варяжских и не хотели с ними

договариваться о мире. Шведские Летописцы сказывают, что в сей год

Россияне, соединясь с жителями Эстонии и Корелами, приходили на судах в

окрестности Стокгольма, убили Архиепископа Упсальского, взяли 14 июля

древний торговый город Шведский Сигтуну, опустошили его так, что он уже

навеки утратил свое прежнее цветущее состояние, и вместе со многими

драгоценностями похитили серебряные церковные врата, которыми украсилась

Соборная церковь Новогородская. Недовольные тогда Варягами, Новогородцы

могли возбудить Эстонцев к опустошению приморской Швеции; могли дать им и

некоторых воинов: но участие Россиян в сем предприятии, без сомнения, было

не важно, когда современные Летописцы наши о том не упоминают, описывая

обстоятельно малейшие военные действия их времени; например, как

Псковитяне (в 1190 году) разбили сих самых Эстонцев, которые на семи

шнеках, или судах, приходили грабить в окрестностях тамошнего озера; как

Новогородцы с Корелами (в 1191 году) воевали бедную землю Финнов, жгли там

селения, истребляли скот. Тогда же Ярослав Владимирович, имев на границе

свидание с Князьями Кривскими, или Полоцкими, согласился вместе с ними

идти зимою на Литву или Чудь; богато одаренный союзниками, возвратился в

Новгород и, по условию вступив в Ливонскую землю, взял Дерпт, множество

пленников и всякого роду добычи. В следующий год, летом, сей Князь сам

остался во Пскове, а двор его, или дружина, с отрядом Псковитян завоевали

Медвежью Голову, или Оденпе, распространив огнем и мечом ужас в

окрестностях. Тогдашнее состояние Чудского народа было самое несчастное:

Россияне, ссылаясь на древние права свои, требовали от него дани, а

Шведы перемены закона. Папа Александр III торжественно обещал Северным

Католикам вечное блаженство, ежели язычники Эстонские признают в нем

Апостольского Наместника: с Латинскою Библиею и с мечем Шведы выходили на

восточные берега моря Балтийского и наказывали идолопоклонников за их

упорство в заблуждениях язычества. Россияне - Новогородцы, Кривичи -

изъявили менее ревности к обращению неверных и не хотели насилием

просвещать людей; но считали жителей Эстонии и Ливонии своими подданными,

наказывая их как мятежников, когда они желали независимости. В сие время,

по сказанию древнейшего Летописца Ливонского, славился могуществом Князь

Полоцкий Владимир: он господствовал до самого устья Двины, и власть его

над южною Чудскою землею была вообще столь известна, что благочестивый

старец Меингард, усердный Немецкий Католик, приехав около 1186 года с

купцами Немецкими в Ливонию, просил у него дозволения мирно обращать

тамошних язычников в Христианство: на что Владимир охотно согласился и

даже отпустил Меингарда с дарами из Полоцка, не предвидя вредных

следствий, которым скоро надлежало открыться для Россиян от властолюбия

Пап и Духовенства Римского.

Меингард имел успех в важном деле своем: основал первую Христианскую

церковь в Икскуле вместе с маленькою крепостию (недалеко от нынешней

Риги); учил язычников Закону и военному искусству для их безопасности;

крестил волею и неволею; одним словом, утвердил там Веру Латинскую.

Новогородцы, желая отмстить народу Югорскому за убиение их собирателей

дани, в 1193 году послали туда Воеводу с дружиною довольно многочисленною.

Жители, хотя