некоторых знатных
граждан, осудил на смерть, бросил с моста в Волхов. Юный Мстислав не
предупредил зла и казался слабым. В вину ему поставили, может быть, и
гибель чиновников, ездивших тогда для собрания дани в Заволочье в страну
Нечерскую и Югорскую, где Новгород господствовал и давал законы народам
полудиким, богатым драгоценными звериными кожами: сии чиновники и товарищи
их были убиты жителями, хотевшими освободиться от ига Россиян. Вследствие
того и другого происшествия Новогородцы изгнали Мстислава, прибегнули
опять ко Всеволоду и желали вторично иметь Князем свояка его, Ярослава
Владимировича. Теснейшая связь с могущественным Государем Суздальским
обещала им столь важные выгоды для внутренней торговли, что они
согласились забыть прежнюю досаду на Ярослава и целые девять лет терпели
его как в счастливых, так и в неблагоприятных обстоятельствах. Первый год
Ярославова Княжения, или 1188, ознаменовался чрезвычайною хлебною
дороговизною (четверть ржи стоила более двух нынешних серебряных рублей) и
важною ссорою с Варягами, Готландцами и другими народами Скандинавскими.
Новогородцы задержали их купцов, разослали по темницам; не пустили своих
за море; отправили назад Послов Варяжских и не хотели с ними
договариваться о мире. Шведские Летописцы сказывают, что в сей год
Россияне, соединясь с жителями Эстонии и Корелами, приходили на судах в
окрестности Стокгольма, убили Архиепископа Упсальского, взяли 14 июля
древний торговый город Шведский Сигтуну, опустошили его так, что он уже
навеки утратил свое прежнее цветущее состояние, и вместе со многими
драгоценностями похитили серебряные церковные врата, которыми украсилась
Соборная церковь Новогородская. Недовольные тогда Варягами, Новогородцы
могли возбудить Эстонцев к опустошению приморской Швеции; могли дать им и
некоторых воинов: но участие Россиян в сем предприятии, без сомнения, было
не важно, когда современные Летописцы наши о том не упоминают, описывая
обстоятельно малейшие военные действия их времени; например, как
Псковитяне (в 1190 году) разбили сих самых Эстонцев, которые на семи
шнеках, или судах, приходили грабить в окрестностях тамошнего озера; как
Новогородцы с Корелами (в 1191 году) воевали бедную землю Финнов, жгли там
селения, истребляли скот. Тогда же Ярослав Владимирович, имев на границе
свидание с Князьями Кривскими, или Полоцкими, согласился вместе с ними
идти зимою на Литву или Чудь; богато одаренный союзниками, возвратился в
Новгород и, по условию вступив в Ливонскую землю, взял Дерпт, множество
пленников и всякого роду добычи. В следующий год, летом, сей Князь сам
остался во Пскове, а двор его, или дружина, с отрядом Псковитян завоевали
Медвежью Голову, или Оденпе, распространив огнем и мечом ужас в
окрестностях. Тогдашнее состояние Чудского народа было самое несчастное:
Россияне, ссылаясь на древние права свои, требовали от него дани, а
Шведы перемены закона. Папа Александр III торжественно обещал Северным
Католикам вечное блаженство, ежели язычники Эстонские признают в нем
Апостольского Наместника: с Латинскою Библиею и с мечем Шведы выходили на
восточные берега моря Балтийского и наказывали идолопоклонников за их
упорство в заблуждениях язычества. Россияне - Новогородцы, Кривичи -
изъявили менее ревности к обращению неверных и не хотели насилием
просвещать людей; но считали жителей Эстонии и Ливонии своими подданными,
наказывая их как мятежников, когда они желали независимости. В сие время,
по сказанию древнейшего Летописца Ливонского, славился могуществом Князь
Полоцкий Владимир: он господствовал до самого устья Двины, и власть его
над южною Чудскою землею была вообще столь известна, что благочестивый
старец Меингард, усердный Немецкий Католик, приехав около 1186 года с
купцами Немецкими в Ливонию, просил у него дозволения мирно обращать
тамошних язычников в Христианство: на что Владимир охотно согласился и
даже отпустил Меингарда с дарами из Полоцка, не предвидя вредных
следствий, которым скоро надлежало открыться для Россиян от властолюбия
Пап и Духовенства Римского.
Меингард имел успех в важном деле своем: основал первую Христианскую
церковь в Икскуле вместе с маленькою крепостию (недалеко от нынешней
Риги); учил язычников Закону и военному искусству для их безопасности;
крестил волею и неволею; одним словом, утвердил там Веру Латинскую.
Новогородцы, желая отмстить народу Югорскому за убиение их собирателей
дани, в 1193 году послали туда Воеводу с дружиною довольно многочисленною.
Жители, хотя