пока не сдохнешь, - сказал тот. - тогда
другой индеец займет твое место так же, как ты пришел на место умершего
индейца".
Дон Хуан сказал, что дом выглядел, как крепость, с людьми,
вооруженными мачете, повсюду. Поэтому он занялся работой, стараясь не
думать о своих затруднениях. В конце дня тот же человек вернулся и пинками
загнал его на кухню, потому что ему не понравился вызывающий взгляд дона
Хуана. Он угрожал перерезать жилы на его руках, если дон Хуан не будет ему
повиноваться.
На кухню старуха принесла пищу, но дон Хуан был так расстроен и
напуган, что не мог есть. Старуха посоветовала ему есть побольше: "ты
должен быть сильным, - сказала она, - потому что работе не будет конца".
Она предупредила его, что человек, выполнявший его работу, умер только за
день до этого. Он был слишком слаб, чтобы работать, и выпал из окна
третьего этажа.
Дон Хуан сказал, что так он работал в доме хозяина в течение трех
недель, и что тот человек каждый день запугивал его по всякому поводу. Он
заставлял его работать в наиболее опасных условиях, делать невообразимо
тяжелую работу под постоянной угрозой ножа, револьвера или полицейской
дубинки. Ежедневно он посылал его чистить конюшню, когда там находились
неспокойные жеребцы. В начале каждого дня дон Хуан думал, что это его
последний день на земле, а выживание означало только то, что завтра он
попадет в тот же ад.
Конец ускорило то, что дон Хуан попросил разрешения отлучиться на
время. Предлогом было то, что он должен пойти в город, чтобы заплатить
надсмотрщику сахарного завода деньги, которые должен. Но его надсмотрщик
сказал ему, что дон Хуан не может откладывать свою работу ни на минуту,
так как он по уши в долгу за привилегию работать там. Дон Хуан понял, к
чему тот клонит: он понял маневр этих людей. Они сговорились получать с
завода примитивных индейцев, загонять их до смерти и делить их заработок.
Эта мысль его так разозлила, что он бросился с криком через кухню и попал
в главное здание. Надсмотрщик и другие рабочие были захвачены врасплох
неожиданностью. Он выбежал из парадной двери и убежал, однако надсмотрщик
догнал его на дороге и ранил в грудь. Он оставил его умирать.
Дон Хуан сказал, что умереть не было его судьбой: там его нашел его
благодетель и выхаживал до тех пор, пока он не поправился.
- Когда я рассказал своему благодетелю всю историю, - продолжал дон
Хуан, - тот едва смог сдержать свое возбуждение. "Этот надсмотрщик -
настоящая находка, - сказал мой благодетель. - он слишком хорош, чтобы его
потерять, поэтому когда-нибудь тебе придется вернуться в тот дом".
- Он бредил от моей удачи - находки такого, одного на миллион,
мелочного тирана с почти неограниченной властью. Я думал, что старик
рехнулся. Прошли годы, прежде чем я полностью понял, о чем он говорил.
- Это одна из самых ужасных историй, какую я когда-либо слышал, -
сказал я. - ты действительно вернулся в тот дом?
- Конечно, я вернулся - через три года. Мой благодетель был прав:
такие мелочные тираны, как этот, встречаются один на миллион, и его нельзя
было упустить.
- Как же тебе удалось вернуться?
- Мой благодетель разработал стратегию с использованием четырех
атрибутов воинственности: контроля, дисциплины, терпения и
своевременности.
Дон Хуан сказал, что его благодетель, объясняя ему, что он должен
делать, чтобы воспользоваться выгодой от встречи с человеком-людоедом,
рассказал ему также о том, что новые видящие считают четырьмя ступенями на
пути знания. Первый шаг - это решимость стать учеником. После того, как
ученик изменит свой взгляд на мир и на себя, он делает второй шаг и
становится воином, то есть способным к предельной дисциплине и контролю
над собой. С третьим шагом, овладев терпением и своевременностью, он
становится человеком знания. Когда человек знания научится видеть, он
делает четвертый шаг и становится видящим.
Его благодетель подчеркнул то, что дон Хуан уже достаточно долго был
на пути знания для овладения минимумом первых двух атрибутов - контроля и
дисциплины. Дон Хуан отметил, что оба эти атрибута относятся к внутреннему
состоянию. Воин самоорганизован, но не в эгоистическом смысле, а в
отношении полного и непременного исследования себя.
- В то же время я был огражден от двух других атрибутов, - продолжал
дон Хуан. - терпение и своевременность - это не просто внутреннее
состояние. Они находятся в области человека знания. Мой благодетель
показал мне их через свою стратегию.
- Означает ли это, что ты не смог бы встретиться с мелочным тираном
сам