Карлос Кастанеда

Огонь изнутри 1984г

не смогли

разрешить проблему чувства собственной значимости.

- Чувство собственной важности - это не просто что-то простенькое и

наивное, - объяснил он. - с одной стороны, как чувство собственного

достоинства, это ядро всего доброго в нас, а с другой стороны - это

источник гнили. Чтобы освободиться от гнилой части чувства собственной

важности, требуется мастерская стратегия. Во все века видящие высоко

ценили тех, кто разрабатывал такую стратегию.

Я пожаловался, что идея искоренения чувства собственной важности,

хотя временам временами очень мне нравится, остается, говоря по-правде,

непонятной. Я сказал ему, что нахожу его указания о том, как освободиться

от этого чувства, настолько неопределенными, что не могу им следовать.

- Я уже не раз говорил тебе, - начал он, - что для того, чтобы

следовать путем знания, нужно быть очень изобретательным. Видишь ли, на

пути знания нет ничего настолько ясного, как нам бы хотелось.

Неудобство моего положения заставило меня спорить и заявить, что его

предостережения относительно чувства собственной важности напоминают мне

христианские заповеди, а целая жизнь, полная разговоров о зле греха,

набила у меня оскомину.

- Для воина война против чувства собственной важности это вопрос

стратегии, а не принцип, - ответил он. - твоя ошибка в том, что ты

пытаешься понять то, о чем я говорю, через призму морали.

- Я смотрю на тебя, дон Хуан, как на очень морального человека, -

настаивал я.

- Ты увидел мою безупречность, это все, - сказал он. - безупречность,

как и освобождение от чувства собственной важности, слишком смутные

понятия, чтобы иметь для меня ценность, - заметил я.

Дон Хуан задохнулся от смеха, и я заставил его объяснить мне, что

такое безупречность.

- Безупречность - это ни что иное как правильное использование

энергии, - сказал он.

- Мои утверждения не имеют никакого морального оттенка. Я беру

энергию, и это делает меня безупречным. Чтобы понять это, ты должен сам

запасти достаточно энергии.

Мы сидели спокойно некоторое время. Мне хотелось обдумать то, что он

сказал. Неожиданно он опять начал говорить.

- Воины ведут стратегический список, - сказал он, - они перечисляют

все, что делают, а затем решают, что из перечисленного следует изменить,

чтобы создать передышку в смысле усиления своей энергии.

Я заявил, что такой список может включать все на свете. Он терпеливо

объяснил, что стратегический список, о котором идет речь, включает только

образ того поведения, которое не является существенным для выживания и

благополучия. Я подскочил от возможности указать на то, что выживание и

благополучие можно понимать бесконечно многообразно, следовательно, нет

пути к соглашению о том, что существенно и что несущественно для выживания

и благополучия.

Пока я это говорил, я начал терять уверенность. Наконец, я

остановился, поняв бесплодность своего спора. Затем дон Хуан сказал, что в

стратегических списках воинов чувство собственной важности фигурирует как

деятельность, поглощающая наибольшее количество энергии, отсюда их усилия

по искоренению этого чувства.

- Первейшая задача воина - освободить эту энергию, чтобы с ее помощью

встретиться с неведомым. Действие по перераспределению этой энергии - это

безупречность.

Он сказал, что наиболее эффективная стратегия для этого была

разработана видящими периода конкисты - неоспоримыми мастерами искусства

следопыта. Оно состоит из шести переплетающихся элементов. Пять из них

называются атрибутами воинственности: контроль, дисциплина, терпение,

своевременность и воля. Они принадлежат миру воина, борющегося с чувством

собственной важности. Шестой элемент, возможно, наиболее важный из всех,

относится к внешнему миру и называется мелочным тираном.

Он взглянул на меня, как бы безмолвно спрашивая, понял ли я.

- Я совершенно запутался, - сказал я. - ты продолжаешь говорить, что

ла Горда является мелочным тираном в моей жизни. Что же такое мелочный

тиран?

- Мелочный тиран - это мучитель, - ответил он. - это кто-нибудь, либо

имеющий власть распоряжаться жизнью и смертью воина, либо досаждающий ему

смертельно.

Пока он говорил это, на лице его сияла лучезарная улыбка. Он сказал,

что новые видящие разработали свою классификацию мелочных тиранов, и хотя

эта концепция - одна из важнейших и серьезнейших находок, они развили ее

не без чувства юмора. Он уверил меня, что во всякой их классификации

присутствует оттенок сарказма, поскольку юмор - это единственное

противоядие стремлению человеческого сознания к составлению списков