эманаций
мы нуждаемся в новой искусной тактике, которая требует совершенной
дисциплины и сосредоточенности.
Он сказал, что говорил мне раньше, когда обучал искусству сновидения,
что сосредоточение, необходимое для того, чтобы осознать, что ты видишь
сон - это предшественник второго внимания. Это сосредоточение является
видом сознания, которое относится не к той же категории, к какой относится
сознание, необходимое для деятельности в повседневном мире. Он сказал
также, что второе внимание называется "левосторонним сознанием" и что это
обширнейшее поле, какое только можно вообразить - фактически, настолько
обширное, что почти безграничное.
- Я не хотел бы заблудиться в нем ни за что на свете, - продолжал он.
- это настолько сложное и странное болото, что трезвые видящие входят в
него при строжайших ограничениях. Большую трудность представляет то, что
вхождение во второе внимание предельно просто, а его соблазн почти
непреодолим.
Он сказал, что древние видящие, будучи экспертами сознания, применили
свои способности к исследованию собственного света сознания и заставили
его расширяться до невообразимых пределов. Фактически, они стремились
озарить все эманации внутри кокона, по одной полосе одновременно. Они
преуспели в этом, но, как ни странно, достижение озаренности только одной
полосы одновременно стало инструментом их увязания в болоте второго
внимания.
- Новые видящие исправили эту ошибку, - продолжал он. - и позволили
мастерству управления сознанием развиться до своего естественного конца,
который состоит в том, чтобы расширить свет сознания за границы
светящегося кокона одним единственным усилием. Третье внимание достигается
тогда, когда свет сознания обращается во внутренний огонь - сияние,
зажигающее не одну только полосу, а все эманации орла внутри человеческого
кокона.
Дон Хуан выразил свой благоговейный ужас перед сознательным усилием
новых видящих в стремлении достичь третьего внимания еще при жизни
сознательной личности.
Он сказал, что не считает полезным обсуждать отдельные случаи с
людьми и другими чувствующими существами, входившими в неведомое и
непостижимое бессознательно - он назвал это даром орла. Он уверил меня,
что для новых видящих вхождение в третье внимание - это также дар, но он
имеет другое значение: он похож на награду за достижения.
Он добавил, что в момент смерти все люди входят в непостижимое, и
некоторые из них даже достигают третьего внимания, но, в общем, только на
краткий миг и то лишь для того, чтобы очистить пищу орла.
- Высшим достижением человека будет, - сказал он. - достичь этого
уровня внимания при сохранении силы жизни, не став развоплощенным
сознанием, движущимся, как мотылек света, к клюву орла, чтобы быть
поглощенным.
Слушая объяснения дона Хуана, я опять полностью потерял из виду все
окружающее. Хенаро, по-видимому, встал и ушел, так как его нигде не было
видно. Странно было то, что я обнаружил себя припавшим к скале, при этом
дон Хуан сидел рядом на корточках и мягко придавливал меня за плечи. Я
прислонился к скале и закрыл глаза. С запада дул мягкий бриз.
- Не засыпай, - сказал дон Хуан. - ты ни за что не должен спать на
этой скале.
Я сел. На меня пристально смотрел дон Хуан.
- Просто расслабься, - продолжал он. - пусть затихнет внутренний
диалог.
Я сосредоточился полностью, чтобы понять то, что он говорит, когда
вдруг почувствовал толчок страха. Сначала я не знал, отчего это
происходит, и подумал, что это еще один приступ недоверия, однако затем
меня как громом поразило: я понял, что уже вечереет. То, что я принял за
часовую беседу, поглотило весь день.
Я вскочил, совершенно осознав это несоответствие, хотя и не мог
понять, что же случилось. Мною овладело странное ощущение, которое
заставило мое тело обратиться в бегство.
Дон Хуан прыгнул ко мне и силой удержал. Мы упали на мягкую почву, и
он держал меня мертвой хваткой. Раньше я и понятия не имел, что он такой
сильный.
Мое тело ужасно тряслось, руки ходили ходуном при каждой схватке. Это
было похоже на эпилептический припадок, однако какая-то часть меня
оставалась отрешенной настолько, что могла наблюдать за тем, как тело
тряслось, извивалось и вздрагивало.
Наконец, эти спазмы прекратились, и дон Хуан отпустил меня. Он тяжело
дышал. Он предложил опять залезть на скалу и посидеть там, пока я
оправлюсь.
Я не мог не обратиться к нему с моим настоятельным вопросом, что же
случилось со мной. Он ответил, что по мере того, как он говорил, я перешел
некоторый предел и вошел очень