к губам. Хенаро не вошел в дом, а стал его обходить, пока дон Хуан
затаскивал меня внутрь.
- Кто были эти люди, дон Хуан? - спросил я его, когда мы оба
очутились в безопасном доме, и он зажег фонарь.
- Это не люди, - ответил он.
- Продолжай, дон Хуан, не интригуй меня, - сказал я. - это были люди,
я видел их собственными глазами, - возразил я.
- Конечно, ты видел их собственными глазами, - возразил он. - но это
ни о чем не говорит. Твои глаза ввели тебя в заблуждение. Это не люди, и
они последовали за тобой. Хенаро должен был отогнать их от тебя.
- Кто же это, если не люди?
- О, это тайна, - сказал он. - это тайна сознания, и ее нельзя
разрешить рассудочно, просто говоря о ней. Можно быть только свидетелем
тайны.
- Тогда позволь мне стать ее свидетелем, - сказал я.
- Но ты уже был - дважды за день, - ответил он. - ты теперь не
помнишь. Но ты будешь им опять, когда воспламенишь вновь эманации, которые
светились, когда ты был свидетелем тайны сознания, о которой я говорил. А
пока давай вернемся к нашим объяснениям сознания.
Он опять повторил, что осознание начинается от постоянного давления,
которое эманации в великом оказывают на те, что пойманы внутри кокона. Это
давление приводит к первому акту сознания: оно останавливает движение
пойманных эманаций, которые стремятся разбить кокон, стремятся умереть.
- Для видящего истина в том, что все живые существа стремятся к
смерти, - продолжал он. - что останавливает смерть, так это сознание.
Дон Хуан сказал, что новые видящие были глубоко обеспокоены тем, что
сознание противостоит смерти, в то же время вводя ее, будучи пищей орла. А
поскольку они не смогли объяснить этого, так как нет рассудочного пути к
пониманию существования, видящие осознали, что их знание составлено из
противоречивых построений.
- Почему же они развили систему противоречий? - спросил я.
- Ничего они не развили, - ответил он. - они нашли безусловные истины
через свое видение. Эти истины были составлены, якобы, в явном
противоречии - и все..
Например, видящие должны быть методичными, рациональными людьми,
образцами трезвости, и в то же время им надо оттолкнуться от всех этих
качеств, чтобы стать совершенно свободными и открытыми тайнам и чудесам
существования.
Его пример запутал меня, но не до конца: я все же понял, что он имеет
в виду. Он сам поддерживал мою рассудочность, но только для того, чтобы
раздавить ее и потребовать полного ее отсутствия. Я сказал ему, как я
понял его аргументы.
- Только чувство величайшей трезвости может соединить противоречия, -
сказал он.
- Мог бы ты сказать, дон Хуан, что искусство является таким
соединяющим мостом?
- Мост между противоречиями ты можешь называть как угодно:
искусством, привязанностью, трезвостью, любовью или даже добротой.
Дон Хуан продолжил свои объяснения и сказал, что новые видящие,
исследуя первое внимание, осознали, что все органические существа, за
исключением человека, успокаивают свои взволнованные и пойманные эманации
таким образом, что те выстраиваются так, чтобы встретиться со своими
внешними партнерами. Люди не делают этого. Вместо этого их первое внимание
перечисляет (каталогизирует) эманации орла внутри кокона.
- Что это за перечисление, дон Хуан? - спросил я.
- Люди замечают эманации, которые есть у них внутри кокона, - ответил
он. - ни одно другое существо не делает этого. В тот момент, когда
давление эманаций в великом фиксирует внутренние эманации, первое внимание
начинает следить за собой. Оно замечает все о себе, или, по крайней мере,
стремится к этому, каким бы странным путем это ни шло. Этот процесс
видящие и называют перечислением.
Я не хочу сказать, что люди сами избирают этот процесс или что они
могут отказаться от него. Перечислить эманации
- Это команда орла, однако то, что открыто волевому усилию, это
способ повиновения этой команде.
Он сказал, что, хотя сам не любит называть эманации командами, это
все же то, чем они являются - командами, которым никто не может
противиться. И все же путь выхода из повиновения командам - повиновение
им.- В случае с каталогом-перечислением первого внимания, - продолжал
он. - видящие принимают это, поскольку не могут не повиноваться, но,
сделав так, они отбрасывают это: орел не потребовал от нас почитать этот
каталог-перечисление - он потребовал только делать это - это все.
- Как же видят видящие, что люди делают перечисление? - спросил я.
- Эманации внутри кокона человека не успокаиваются с целью встречи с
внешними эманациями, - ответил он. - и