разделено на четыре, а иногда на три. Из-за своей большой сопротивляе-
мости, по сравнению со средними людьми, эти люди, после обучения видению
могут стать нагвалями.
В своих учениях для левой стороны дон Хуан объяснил мне сложность
видения и бытия нагваля. Стать нагвалем, сказал он, гораздо более сложно и
многообещающе, чем быть просто прочным человеком, научившимся видеть. Быть
нагвалем означает быть вождем, учителем и проводником.
Как нагваль дон Хуан был руководителем группы видящих, известных как
"партия нагваля", которая состояла из восьми женщин: Сесилии, Делии,
Гермелинды, Кармелы, Нелиды, Флориды, Зулейки и Зойлы; троих
мужчин-видящих: Висенте, Сильвио Мануэля и Хенаро, а также четверых
"курьеров" или посланников: Эмелито, Хуана Тумм, Марты и Терезы.
Кроме руководства партией нагваля дон Хуан занимался также обучением
и руководством группой учеников-видящих, известной как "новая партия
нагваля". Она состояла из четырех молодых людей: Паблито, Нестора, Элихио
и Бениньо, и пяти женщин: Соледад, ла Горды, Лидии, Жозефины и Розы. Я был
номинальным лидером новой партии нагваля наряду с женщиной-нагвалем по
имени Кэрол.
Для того, чтобы дон Хуан мог передать мне свои учения для левой
стороны, я должен был входить в уникальное состояние перцептуальной
ясности, известное как "повышенное сознание". В течение многих лет моей
связи с ним он попеременно вводил меня в такое состояние с помощью удара,
который он наносил своей ладонью в верхней части моей спины.
Дон Хуан объяснил, что в состоянии повышенного сознания ученики могут
вести себя почти так же естественно, как и в повседневной жизни, однако
оно позволяет фокусировать свой ум на чем угодно с необычайной силой и
ясностью. И все же особым качеством состояния повышенного сознания
является то, что оно не поддается обычному воспоминанию. То, что
происходило в этом состоянии, становится частью повседневного сознания
ученика только через потрясающее усилие восстановления.
Мое взаимодействие с партией нагваля является примером этой трудности
воспоминания: я был в контакте с ними, за исключением Хенаро, только в
состоянии повышенного сознания, и, следовательно, в своей повседневной
жизни я не мог вспомнить их даже как неясные тени сновидений. Образ моих
встреч с ними всякий раз был почти ритуалом: я должен был приезжать на
машине к дому дона Хенаро в маленький городок на юге мексики. Дон Хуан
обычно немедленно присоединялся к нам, и мы уже втроем занимались затем
учениями дона Хуана для правой стороны. После этого дон Хуан заставлял
меня изменить уровень сознания, а затем мы ехали на машине в большой
близлежащий город, где жил он и другие пятнадцать видящих.
Всякий раз, входя в состояние повышенного сознания, я не мог не
изумиться различию своих двух сторон. Я чувствовал себя всегда так, как
если бы с моих глаз была снята пелена, как если бы я был до этого частично
слеп, а теперь прозрел. Свободу и чистую радость, которые обычно
овладевали мной в этих случаях, нельзя было сравнить ни с чем, что я
испытывал прежде. Однако вместе с этим присутствовало тревожащее чувство
печали и какого-то томления, которые шли рука об руку с радостью. Дон Хуан
объяснил мне, что не было бы полноты без печали и томления, поскольку без
них нет трезвости и доброты, а мудрость без доброты, как он сказал, и
знание без трезвости бесполезны.
Организация обучения для левой стороны требовала также, чтобы дон
Хуан, совместно со своими товарищами-видящими, объяснил мне три аспекта их
знания: управление сознания, искусство следопыта и искусство намерения.
В этой работе я изложил искусство управления сознанием, которое
является частью целой системы его учений для левой стороны-системы,
которую он использовал для того, чтобы подготовить меня к удивительному
акту прыжка в бездну. Ввиду того, что пережитый мною опыт, о котором я
здесь рассказываю, не имеет характера повседневной жизни, я постарался
снабдить его нужными деталями, все же не переходя границ документальной
повести. В состоянии повышенного сознания мало сознаешь окружающую
обстановку, поскольку все внимание сосредоточено на деталях совершаемого в
данный момент действия.
В нашем случае совершаемое в данный момент действие естественно было
освещением искусства овладения сознанием. Дон Хуан принимал искусство
овладения сознанием как современную версию чрезвычайно древней традиции,
которую он называл традицией древних толтеков-видящих. И хотя он
чувствовал себя неразрывно связанным с этой древней традицией,