Джозеф О Коннор, Джон Сеймор

Введение в нейролингвистическое программирование (

печати

на компьютере. Я отвлекусь, если обращу внимание на внешние звуки. Будучи не

слишком искушенным в деле печатания на машинке, я смотрю на клавиши и ощущаю

их под своими пальцами, так что мои визуальный и кинестетический каналы

используются внешним образом. Это изменится, если я остановлюсь, чтобы

визуализировать сцену, которую я хотел описать. Существует несколько

сигналов опасности, которые сразу захватили бы мое внимание: внезапная боль,

мое имя, произнесенное вслух, запах дыма или запах пищи (если я голоден).

ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ

Мы постоянно используем все наши внешние каналы восприятия, хотя

обращаем внимание на один канал больше, чем на другой, в зависимости от

того, что мы делаем. В художественной галерее мы будем использовать большей

частью свои глаза, на концерте - свои уши. И что удивительно, так это то,

что когда мы думаем, мы имеем склонность благоволить по отношению к одной,

может быть, двум репрезентативным системам независимо от того, о чем мы

думаем. Мы способны использовать все системы, но к возрасту 11 или 12 лет мы

уже имеем явные предпочтения.

Многие люди могут создавать ясные мысленные образы и думать главным

образом картинками. Другие находят эту точку зрения трудной. Они могут долго

толковать сами с собой, тогда как другие основывают свои действия большей

частью на своих ощущениях по отношению к ситуации. Когда человек имеет

тенденцию использовать традиционно один внутренний канал восприятия, то этот

канал называется в НЛП его предпочитаемой или первичной системой. Вероятно,

он оказывается более проницательным и способным делать более тонкие

различения именно в этой системе, а не в других. Это значит, что некоторые

люди оказываются естественным образом более 'талантливыми' в отдельных

задачах и имениях. они научились и стали более искусными экспертами в

использовании одного или двух внутренних каналов восприятия. Иногда

какая-нибудь репрезентативная система является не столь хорошо развитой, и

это делает освоение определенных умений более трудным. Например, музыка

оказывается трудным искусством, если нет способности отчетливо слышать

звуки.

Ни одна из систем не является абсолютно предпочтительной, все зависит

от того, что вы хотите сделать. Атлеты нуждаются в хорошо развитом

кинестетическом осознании ; трудно стать хорошим архитектором, не имея

способности создавать ясные сконструированные мыслительные картинки. Умение,

объединяющее всех гениев, заключается в том, что они свободно переходят от

одной репрезентативной системы к другой и используют наиболее подходящую из

них для решаемой задачи.

Различные направления психотерапии проявляют склонность к различным

репрезентативным системам. Телесно ориентированная терапия изначально

кинестетична, психоанализ является преимущественно вербальным и аудиальным.

Арт - терапия и символизм Юнга представляют собой примеры терапий,

базирующихся более на визуальной репрезентативной системе.

ЯЗЫК И РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ

Мы используем язык для того, чтобы передавать другим свои мысли, так

что неудивительно, что те слова, которые мы используем, отражают тот способ,

которым мы думаем. Джон Гриндер рассказывает о том времени, когда они с

Ричардом Бэндлером жили в загородном доме и вели группы по гештальт-терапии.

Ричарда рассмешил один человек, который сказал: 'Я вижу, что вы говорите'

- Подумай об этом буквально, - сказал Ричард. - Что бы это могло

значить?

- Ну хорошо, - ответил Джон. - Разберем это дословно, Предположим, это

означает, что этот человек создает образы из значения слов, которые ты

произносишь.

Это была интересная идея. Когда они пришли в группу, 'они сразу же

попробовали совершенно новую процедуру Они взяли зеленые, желтые и красные

карточки и обошли всех людей группы, спрашивая их о том, с какой целью они

сюда пришли. Те люди, которые использовали много слов и выражений,

описывающих ощущения, получили желтые карточки. Те, кто употреблял много

слов и фраз, описывающих слушание и звуки, получили зеленые карточки. Те же

представители группы, которые использовали слова и фразы, преимущественно

имеющие отношение к видению, получили красные карточки.

Затем следовало очень простое упражнение. Люди с совпадающим цветом

карточек должны были