если окружающая обстановка окрашена преимущественно в голубые
тона. Существуют исследования, которые показали, что люди воспринимают
голубые комнаты более холодными, чем желтые, даже в том случае, если они на
самом деле слегка теплее. Музыка широко использует синестезии: визуально
воспринимаемая высота расположения ноты в нотном стане связана с тем, как
высоко она звучит. Кроме того, некоторые композиторы ассоциировали
определенные музыкальные звуки с определенными цветами.
Синестезии возникают автоматически. Иногда у нас возникает желание
намеренно установить связи между внутренними каналами восприятия, например,
для того, чтобы получить доступ к той репрезентативной системе, которая нами
не осознается.
Предположим, человек испытывает трудности с визуализацией. Сначала вы
можете попросить его вернуться к счастливому приятному переживанию,
возможно, к тем временам, которые он проводил у моря. Предложите ему
услышать шум моря внутри себя, а также звук любого разговора, который мог
происходить тогда. Продолжая слушать эти звуки, он может переключиться на
ощущения слабого ветерка, обдувающего его лицо, солнца, согревающего его
плечи, и песка, набившегося между пальцами его ног. Отсюда уже полшага к
тому, чтобы увидеть образ песка под ногами или увидеть солнце в небе. Эта
техника наложения может восстановить воспоминание целиком: картинки, звуки и
ощущения.
Как перевод с одного языка на другой сохраняет значение, но полностью
изменяет форму, точно так же переживание может быть переведено с одного
внутреннего канала на другой. Например, вы можете увидеть неубранную
комнату. испытать неприятные ощущения и захотеть сделать что-нибудь с этим.
Вид той же самой комнаты может совершенно не затронуть вашего друга, и он
окажется не в состоянии понять, почему вы так расстроены. Он может подумать,
что вы слишком чувствительны, потому что он не может войти в мир ваших
переживаний. Он смог бы понять ваши чувства. если бы вы объяснили ему, что
это примерно так же, как если бы вы обнаружили в своей постели крошки от
печенья. Переходя на язык звуков, вы могли бы сравнить это с дискомфортом от
прослушивания ненастроенного музыкального инструмента. Эта аналогия заденет
чувствительную струнку любого музыканта, по крайней мере, вы будете говорить
на его языке.
ГЛАЗНЫЕ СИГНАЛЫ ДОСТУПА
Легко обнаружить, когда человек думает картинками, звуками или
ощущениями. Существуют видимые изменения, которые происходят в нашем теле,
когда мы думаем различными способами. Способ нашего мышления оказывает
влияние на наше тело, а то, как мы используем наше тело, действует на то,
как мы думаем.
Что первым бросается вам в глаза, когда вы открываете входную дверь
вашего дома?
Чтобы ответить на этот вопрос, вы, вероятно, посмотрели вверх и влево
от себя. Именно так, глядя вверх и влево большинство правшей вспоминает
зрительные образы.
Теперь представьте себе, что бы вы почувствовали, если бы вельветовая
ткань касалась вашей кожи?
Сейчас вы, наверное, посмотрели вниз и вправо, что является для
большинства людей способом обратиться к своим ощущениям.
Мы систематически передвигаем свои глаза в различных направлениях в
зависимости от того, как мы думаем. Неврологические исследования показали,
что движения глаз по горизонтали и вертикали оказываются связанными с
активацией различных частей головного мозга. Эти движения называются
латеральными глазными движениями (Лги) в литературе по неврологии. В НЛП они
называются глазными сигналами доступа, потому что они являются визуальными
сигналами, которые позволяют нам понять, как люди получают доступ к
информации. Существует определенная внутренняя связь между движениями глаз и
репрезентативными системами, поскольку одни и те же паттерны оказываются
распространенными во всем мире (за исключением района проживания басков в
Испании).
Когда мы визуализируем что-то из нашего прошлого опыта, наши глаза
имеют тенденцию перемещаться вверх и влево по отношению к нам. Во время
конструирования картинки из слов или в то время, когда мы пытаемся
'вообразить' себе нечто такое, чего никогда раньше не видели, наши глаза
поднимаются вверх и вправо. Глаза перемещаются по горизонтали влево, когда
вы вспоминаете звуки и по горизонтали вправо