Джозеф О Коннор, Джон Сеймор

Введение в нейролингвистическое программирование (

другу

глаза в глаза, достигая устойчивого понимания.

Обращаясь к группе людей, используйте разнообразные предикаты.

Предоставьте возможность визуалистам увидеть то, что вы говорите. Позвольте

аудиально думающим людям услышать вас громко и отчетливо, постройте

переправу к тем кинестетически думающим представителям аудитории, которые

смогут ухватить смысл вашей речи. В противном случае, зачем им слушать вас?

Если вы ограничите свое объяснение только одной репрезентативной системой,

вы рискуете тем, что две трети аудитории не последует за вами.

ВЕДУЩАЯ СИСТЕМА

Аналогично тому, как мы имеем предпочитаемую репрезентативную систему

для своего осознаваемого мышления, у нас есть предпочитаемые средства для

введения информации в свои осознаваемые мысли. Совершенная память содержала

бы полный набор картин, звуков, ощущений, запахов и вкусов первоначального

переживания, но мы предпочитаем обращаться только к одной части набора,

чтобы восстановить переживание. Вспомните снова свой отпуск.

Каким было первое возникшее воспоминание? Картинка, звук или ощущение?

Это ведущая система: внутренний канал, который мы используем в качестве

ключа доступа к памяти. Именно так информация достигает уровня осознания

разумом. Например, я могу вспоминать свой отпуск и начать с осознавания

ощущений релаксации, которые я испытывал, но тот путь, по которому эти

воспоминания поступили в мозг изначально, мог быть картинками. В данном

случае моя ведущая система является визуальной, а моя предпочитаемая система

- кинестетическая. Ведущая система аналогична запускающей программе

компьютера - незаметная, но необходимая для работы компьютера в целом

программа. Ее иногда называют системой ввода, поскольку она поставляет

материалы для сознательного обдумывания. Большинство людей имеет

предпочитаемую систему ввода, но она не обязана совпадать с их первичной

системой. Один и тот же человек может иметь различные ведущие, системы для

разных типов переживаний. Например, он может использовать картинки для того,

чтобы войти в соприкосновение с болезненным переживанием, и звуки, чтобы

восстановить приятный опыт.

Иногда человек может оказаться неспособным представить одну из

репрезентативных советам в сознании. Например, некоторые люди говорят, что

они не видят никаких внутренних картин. Хотя это верно для них, на самом

деле это невозможно, в противном случае они были бы не в состоянии узнавать

людей или описывать любые предметы. Они просто не осознают тех картин,

которые видят внутренним зрением. Если эта неосознаваемая система генерирует

болезненные образы, человек может чувствовать себя плохо, не понимая,

почему. Человек, не осознающий кинестетическую систему, будет испытывать

беспокойство, соприкасаясь со своими ощущениями. Эти ощущения могут

вырваться на поверхность другими способами, часто в виде болезней.

СИНЕСТЕЗИЯ, НАЛОЖЕНИЕ И ПЕРЕВОД

Богатство и размах наших мыслей зависит от наших способностей

устанавливать связи и передвигаться от одного способа мышления к другому.

Так, если моя ведущая система является аудиальной, а моя предпочитаемая

система - визуальная, я буду преимущественно вспоминать человека по звуку

его голоса, а затем думать о нем в картинках. Именно так я получаю ощущения

по поводу этого человека.

Итак, мы получаем информацию в одном канале восприятия, но

репрезентируем ее внутри себя в другом канале. Звуки могут вызвать в

воображении визуальные воспоминания или абстрактные визуальные образы. Мы

говорим о цветовой тональности музыки, о теплых звуках, о кричащих цветах.

Одновременная и неосознаваемая связь между каналами восприятия называется

синестезией. То, как человек входит в свою предпочитаемую репрезентативную

систему, часто оказывается его наиболее устойчивым типичным паттерном

синестезии.

Синестезии представляют собой важную часть того, как мы думаем, а

некоторые из них оказываются настолько укоренившимися и широко

распространенными, что кажется, будто они были вплетены в наш мозг с самого

рождения. Например, цвета часто связаны с настроением: красный - с гневом,

голубой - со спокойствием. Фактически и кровяное давление, и частота пульса

слегка возрастают в обстановке в которой преобладает красный цвет, и

понижаются,