говорим и делаем. - это
гипноз'. Если гипноз - это лишь другое название для многоуровневой,
оказывающей влияние коммуникации, то, вероятно, мы все являемся
гипнотизерами и мы постоянно входим в транс и выходим на него... прямо
сейчас...
МЕТАФОРЫ
Слово метафора употребляется в НЛП в общем случае для обозначения
истории или риторической фигуры, заключающей в себе сравнение. Она включает
в себя простые сравнения и более длинные истории, аллегории и притчи.
Метафоры оказывают непрямое воздействие. Простые метафоры предлагают простые
сравнения: белый, как ягненок миловидный, как картинка; толстый, как слон.
Многие из таких высказываний стали клише, но простая хорошая метафора может
разъяснить непонятное, связывая его с тем, что вы уже понимаете.
Сложные метафоры - это истории, содержащие множество смысловых уровней.
Умело рассказанная история отвлекает сознательный разум и активизирует
бессознательный поиск смысла и ресурсов. По существу она является прекрасным
способом поддерживать коммуникацию с человеком в состоянии транса. Эриксон
широко использовал метафоры в работе со своими клиентами.
Подсознание оценивает взаимосвязи. Сновидения используют воображение и
метафоры, одна вещь символизирует другую, потому что у них есть какие-то
общие черты. Чтобы создать хорошую метафору, которая укажет путь к решению
проблемы. необходимо, чтобы связи между элементами истории были такими же,
как отношения между элементами проблемы. Тогда метафора будет резонировать в
подсознании и мобилизовывать подсознательные ресурсы Подсознание получает
сообщение и начинает производить необходимые изменения.
Создание метафоры подобно сочинению музыки, и воз- действует на нас
метафора точно так же, как музыка. Мелодия состоит из связанных между собой
нот, она может быть транспонирована выше или ниже и все же останется той же
самой мелодией, поскольку между нотами будут те же интервалы, что и в
первоначальной мелодии. Музыкальный ритм - это то, как долго различные ноты
звучат по отношению друг к другу. Осмысление музыки происходит по-другому,
чем осмысление языка. Она проникает непосредственно в подсознание, левому
полушарию мозга нечего здесь понимать. Подобно хорошей музыке, хорошая
история должна создавать ожидания и затем оправдывать их в соответствии со
стилем композиции. Решения типа 'свобода внутри границ' недопустимы.
Сказки - это метафоры. 'Однажды давным-давно..' помещает слушателя в
свое внутреннее время, информация, которая следует далее, не является
полезной информацией о реальном мире - это информация о процессах во
внутреннем мире. Рассказывание историй - это древнее искусство. Истории
развлекают, дают новые знания, провозглашают истины, делают намеки на
потенциальные возможности, лежащие за пределами привычного способа действий.
СОЗДАНИЕ МЕТАФОРЫ
Рассказывание историй требует не только владения милтон-моделью, но и
других умений. Присоединение и ведение, синестезии, якорение, транс и
плавные переходы - все это необходимо для того, чтобы рассказать хорошую
историю. Сюжет должен быть выстроен психологически и соответствовать опыту
слушателя.
Чтобы сочинить полезную историю, изучите вначале настоящее, а затем
желаемое состояния клиента. Метафора будет историей путешествия от одного к
другому.
Выделите элементы обоих состоянии: люди, место, предметы, действия,
время - не забудьте о репрезентативных системах и субмодальностях различных
элементов.
Затем подберите подходящий контекст для истории, который будет
интересен для другого человека, и замените все элементы проблемной ситуации
другими элементами, сохранив отношения между ними. Спланируйте историю так,
чтобы она имела ту же структуру, что и настоящее состояние, и далее вела
через связывающую стратегию к разрешению (желаемому состоянию). Сюжетная
линия отвлечет левое полушарие, и сообщение пройдет в подсознание.
Можно проиллюстрировать этот процесс с помощью примера, хотя печатный
текст утрачивает особенности тона голоса, конгруэнтности и милтон-модели
рассказчика. Нет смысла пытаться пересказывать метафору, которая относилась
бы непосредственно к вам, читатель. Это лишь пример процесса построения
метафоры.
Однажды мы работали с человеком, который высказывал обеспокоенность по
поводу утраты баланса в