Джозеф О Коннор, Джон Сеймор

Введение в нейролингвистическое программирование (

модальные операторы

необходимости и модальные операторы возможности. Модальные операторы

возможности являются наиболее сильными из этих двух типов. Это 'могу' и 'не

могу', 'возможно' и 'невозможно'. Они определяют (в карте реальности

говорящего), что рассматривается в качестве возможного. Очевидно (я надеюсь,

вы узнали здесь суждение - очевидно для кого?), существуют законы природы.

Свиньи не могут летать, люди не могут жить без кислорода. Однако

ограничения, установленные Убеждениями человека, - это ограничения другого

рода. 'Я не могу отказать' или 'Я это я. Я не способен изменяться', или

'Невозможно сказать им правду'.

Нет никаких проблем, если человек думает, что у него есть некоторые

способности (до тех пор, пока это не становится явной ложью или не

противоречит законам природы), это 'не могу' является ограничивающим. 'Я не

могу' часто употребляется в смысле абсолютного состояния некомпетентности,

невозможности изменяться.

Фриц Перлз, основатель гештальт-терапии, бывало, отвечал на

высказывание клиента 'Я не могу...' следующим образом: 'Не говорите: я не

могу, скажите: я не буду!' Это довольно сильное переформирование немедленно

перемещает клиента из состояния безвыходности в состояние возможности по

крайней мере осознать возможность выбора.

Более ясным возражением (и возражением с меньшей вероятностью

разрушения раппорта) является: 'Что случится, если вы это сделаете?' - или

'Что вас останавливает?' или: 'Как вы себя останавливаете?' Когда кто-то

говорит, что он не может сделать что-то, это значит, что он установил цель,

а затем поместил ее вне зоны досягаемости. Вопрос: 'Что вас останавливает?'

переносит акцент снова на цель и настраивает на работу по преодолению

барьеров в качестве первого шага.

Учителя и терапевты работают над изменением такого сорта ограничений, и

первый шаг - поставить под сомнение модальный оператор. Учителя сталкиваются

с этим каждый раз, когда ученики заявляют им, что они не могут понять или

всегда.. неправильно понимают вопросы. Терапевты помогают клиентам

прорываться сквозь свои ограничения.

Если человек утверждает: 'Я не могу расслабиться', - то он должен иметь

некоторое представление о том, на что похоже расслабление, а иначе как он

узнает, что он расслабился?. Возьмите позитивную цель (что бы вы могли

сделать) и установите, что препятствует ее осуществлению (что вас

останавливает), или внимательно изучите последствия (что произошло бы, если

бы вы это сделали). Именно эти последствия и барьеры оказались стертыми. И

при критическом изучении они могут оказаться не такими труднопреодолимыми,

как вы думали.

Смысл модальных операторов возможности - 'Я не могу' - проясняется с

помощью вопросов: 'Что произошло бы. если бы вы сделали ?'- или 'Что

препятствует вам ?'

МОДАЛЬНЫЕ ОПЕРАТОРЫ НЕОБХОДИМОСТИ

Модальные операторы необходимости появляются в вида слов: 'следует', и

'не следует', 'должен' и 'не должен', 'обязан' и 'не обязан' Существуют

некоторые правила повседневного поведения, но эти правила не выражаются

явно. Каковы последствия - реальные или воображаемые - нарушения этих

правил? Они вскрываются с помощью вопроса: 'Что бы произошло, если бы вы

все-таки сделали (или не сделали) это?'

'Я должен всегда ставить на первое место других' 'Что произойдет, если

ты этого не сделаешь?'

'Я не должен разговаривать в классе'. 'Что произойдет, если ты все-таки

заговоришь?'

'Мне не следует разговаривать с этими людьми' 'Что случится, если ты

заговоришь?'

'Вам следует мыть руки перед едой'. 'Что случится, если вы этого не

сделаете?'

Как только эти последствия и доводы стали для вас явными, они могут

быть обдуманы и критически оценены, б противном случае они будут

ограничивать выборы и поведение.

Правила поведения, очевидно, являются важными, и общество держится на

кодексе морали, но существует огромное различие между 'Тебе следует быть

честным в своем бизнесе' и 'Тебе следует чаще ходить в кино'. 'Следует' и

'не следует' часто привлекают такие моральные суждения, которых они

недостойны.

Обнаружить скрытое можно, лишь спросив: 'Что случится, если...?'

Открытия совершаются только с помощью вопросов: 'Что произойдет, если

?... я буду все время плыть на запад? я