могу сказать только, что хотя в этих мирах обитают
также и те, кто были когда-то людьми, но они здесь скорее
гости. Последний из слоев сиреневой пирамиды - Шатриттва,
обиталище многих иерархий индуистского пантеона. Но говорить о
точном соответствии образов этого пантеона иерархиям трансмифа
можно только отчасти, в отдельных случаях. Под одним и тем же
именем Кали-Дурги, например, в Энрофе почитаются инстанции
совершенно различных высот, масштабов, ступеней космической
иерархии: от 'Всенародной Афродиты' Индии до Приснодевы-Матери
Вселенной.
Не менее велика и зеленая пирамида, состоящая из двух
слоев, - мир наивысшего аспекта буддизма. Распространено
заблуждение о том, что будто бы буддизм, по крайней мере южный,
атеистичен. В действительности, на высших ступенях Хинаяны, как
и джайнизма, никакого атеизма, конечно, нет. Но, начиная с
Гаутамы и Махавиры, мыслители и проповедники считали, что для
масс лучше подчеркивать несущественность вопроса о Боге в деле
духовного спасения, чтобы на Бога не перекладывались те усилия,
к которым обязан сам человек. - Да и как иначе могли бы мыслить
о Боге те, чья Нирвана - первый из двух слоев великой зеленой
пирамиды? - Второй же слой принадлежит дхиани-бодхисаттвам,
иерархиям, осуществляющим водительство людьми буддийских
мета-культур. С предельной серьезностью следует относиться к
утверждению духовных пастырей Тибета о том, что большинство
далай-лам - перевоплощения дхиани-бодхисаттвы Авалокитешвары.
Буквальное понимание этого утверждения показало бы, что ясность
нашего сознания еще не превысила той ясности, которая достижима
в определенных конфессиональных рамках; но если бы мы поняли,
что тезис о перевоплощении Авалокитешвары в преемственном ряду
далай-лам есть подогнанная под уровень народного понимания
форма намека на факт инспирации большинства далай-лам этой
великой иерархией, - мы были бы недалеки от истины.
Предпоследний из тибетских далай-лам был инспирирован не
вполне, а ныне правящий - не что иное, как подмена; отсюда и
его поведение.
Голубая же пирамида, манящая меня двадцать лет, - Небесный
Иерусалим - высший трансмиф христианства. Это - то, что стоит за
такими утверждениями христианского учения, которые общи и для
католиков, и для православных, и для лютеранина, и для
абиссинца, и для будущих последователей Розы Мира.
'Утверждения', - сказал я, но это не точно; потому что это
единое для всех, общее для всех почти невозможно выразить в
словесных формулах. Небесный Иерусалим - высший слой синклитов
христианских метакультур; и все же это еще не Церковь. Церковь
- это высшие миры Шаданакара. И прежде чем приблизить к ним это
изложение, придется обратиться вспять, глубоко вниз, в огонь и
мрак, ибо без понимания устрашающих и грозных в своем
могуществе демонических сакуал нельзя правильно приблизиться
мыслью также и к высшим слоям Шаданакара.
КНИГА IV. СТРУКТУРА ШАДАНАКАРА. ИНФРАФИЗИКА
ГЛАВА 1. ОСНОВА
Один из фактов, в которых религиозное сознание до сих пор
не отдавало себе отчета, заключается в том, что Троичность
Единого Существа, присущая Богу, как бы повторяется или
воспроизводится и в некоторых из сотворенных Им монад. Грубое
выражение 'Дьявол - обезьяна Бога' имеет глубокий и
многообразный смысл; одно из важнейших его значений состоит
именно в искажающем, перевернутом повторении великими
демоническими монадами внутренней тайны Божества: Его
Троичности. О сущности триединства Люцифера я, конечно, не могу
сказать ничего: эти инстанции столь безмерно превышают все
возможности нашего понимания, что вряд ли вообще можно осознать
о них что-либо, кроме самого факта их существования, факта их
отпадения в незапамятные времена и еще одного факта: их
постоянной богоборческой деятельности.
Сущность Гагтунгра, великого демона Шаданакара, несмотря
на его исполинские, сравнительно с нами, масштабы, может быть,
при благоприятных условиях, осознана в несколько большей
степени. Главное, становится ясной его троичность, хотя причины
этой троичности, ее происхождение и цель - если в ней есть цель
- остаются нераскрытыми.
Прежде всего уясняется, что здесь налицо какой-то
кощунственный параллелизм ипостасям Пресвятой Троицы. Но вопрос
о сущности Божественного