и шрастры,
различиями в цифрах временных координат.
Стихиалями называются те монады, которые проходят свой
путь становления в Шаданакаре преимущественно сквозь царства
Природы. При этом нельзя забывать, что аспектом своеобразного
царства Природы является и человечество. Стихийные, именно
стихийные силы, кипящие в нем и без которых немыслимо его
существование, выражают, хотя и не исчерпывают, этот его
аспект. Неудивительно поэтому, что есть и такие стихиали,
которые связаны не с природой в общепринятом смысле слова, а с
человечеством, с его стихийным, природным аспектом.
Есть среди стихиалей множество духовных Я светлой природы,
есть демонической, есть и такие промежуточные группы, сущность
которых была временно омрачена в ходе их развития. Но всех их
объединяет одно: путь их так тесно связан с царствами Природы,
как ни у кого более. Это не значит, впрочем, что монада никакой
стихиали, ни на одном из отрезков своего пути не может принять
инкарнацию в плоти человека, даймона или ангела. Может вполне.
Так же, как и некоторые человеческие монады начали создавать
для себя форму из более плотных материальностей в незапамятные
времена не в человеческих слоях, а в сакуале стихиалей или в
сакуале ангелов. Но для них это явилось кратковременным
сравнительно этапом. Столь же кратковременны для отдельных
стихиалей их инкарнации в человеческих или любых иных формах.
Если исключить из круга тех, о ком мы говорим, животное
царство, а также мир деревьев, то следует считать, что наиболее
плотную форму, истинное свое воплощение стихиали принимают в
тех сакуалах, которым присвоено их имя. Стихии природы в Энрофе
- вода, воздух, земля, растительный покров, минеральные слои
магмы и, наконец, та 'жизненная сила', арунгвильта-прана,
присутствие которой - непременное условие всякой органической
жизни в Энрофе, - все это, по большей части, не плоть
стихиалей, а скорее внешний концентрический круг среды их
пребывания, пронизанный ими, движимый ими и преобразуемый, -
арена и материал их творчества, их веселия и гнева, их борьбы,
игры и любви. Собственная же плоть стихиалей имеет, в
большинстве, струящийся характер: границы формы непостоянны и
способны к взаимопроникновению. Однако так обстоит дело далеко
не со всеми стихиалями, и в каждом подобном случае это будет
оговорено.
Со стихиалей демонической природы я начинаю лишь потому,
что этой самою демоничностью они примыкают к слоям инфрафизики,
панораму которых мы, слава Богу, собираемся покинуть. Потом,
сказав несколько слов о промежуточной группе, можно будет с
легкой душой поставить точку на описании горестных или
омраченных слоев и закончить обзор брамфатуры, после
характеристики светлых стихиальных слоев, мирами наивысшими,
духовно блистающими в ее недостижимой высоте, в святая святых
Шаданакара.
Существует область буйных и страшных стихиалей магмы,
подлежащих просветлению едва ли не позже всех: Шартамахум.
Область эту следует понимать как зону воплощения существ, чьи
шельты между инкарнациями находятся в инфражелезном океане
Фукабирна, не испытывая при этом тех страданий, какие
становятся уделом павших туда человеческих душ. Магмы же
физические - это, как я говорил, внешний круг среды их
пребывания в периоды их воплощения в Шартамахуме, арена и
материал их творчества, их гнева и борьбы. Во время
вулканической деятельности, землетрясений, геологических
катастроф стихиали Шартамахума вырываются из подземных глубин
того слоя как бы на его поверхность; этим самым они увлекают
потоки лавы в Энрофе из-под земли наверх, неся живому только
погибель. Но это - лишь косвенный, почти случайный результат их
деятельности. До живых существ в Энрофе им нет никакого дела,
они их просто не воспринимают, а если бы и восприняли, то не
поняли бы. Прямой смысл их деятельности следуют искать совсем в
другом плане, и он нам станет яснее, если мы представим себе,
что сталось бы с земным шаром, если бы деятельность Шартамахума
прекратилась миллионы лет назад. Субъективно деятельность этих
стихиалей - только мятежный разгул, дикое беснование, не
знающее никакого контроля и доставляющее им наслаждение именно
сознанием своей силы и безнаказанности. Объективно же
получается так, что этим буйствованием