Даниил Андреев

Роза Мира (Часть 2)

ласковых существ.

Другая же половина гигантских ящеров, хищники, эволюционировали

в других слоях в противоположную сторону. На них давно уже не

физическое тело, а каррох, и не кто иной, как они свирепствуют

в шрастрах в виде раруггов.

Жимейра, нынешнее обиталище лучшей части животных древних

геологических эр, уже исчезает: они переходят в более высокие

слои. Полны мириадами существ два других слоя: Исонг - мир душ

большинства животных, существующих ныне, сквозь который они

мелькают очень быстро в промежутках между инкарнациями, и

Эрмастиг - мир душ высших животных: туда поднимаются после

смерти лишь представители немногих видов, да и то далеко не

все. Задерживаются они в этом мире гораздо дольше, чем в

Исонге.

Мне вспоминаются замечательные по своей глубине слова

старца Зосимы: 'Посмотри на коня али на вола... понурого и

задумчивого, посмотри на лики их: какая кротость, какая

привязанность к человеку, часто бьющему их безжалостно, какая

незлобивость, какая доверчивость и какая красота в его лике!'

Дерзнуть сказать о лошадиной или коровьей морде 'лик' - для

этого нужно обладать силой подлинного прозрения.

Привычная для нас поверхность вещей засквозила перед вещим

взором - не Зосимы, а Достоевского, и он сквозь данность увидал

долженствование. Долженствование животных. Ибо уже есть мир,

где ставшие души многих из них, облеченные в просветленные

тела, прекрасны и - мало сказать высоко разумны, но

духовно-мудры. Этого мира, Хангвиллы, высшего в сакуале, они

должны со временем достигнуть все, чтобы подниматься дальше, в

Файр, Уснорм и Каэрмис.

О, гнусные следы Гагтунгровой лапы видны и на многом

другом в царстве животных! Ему удалось, например, надавив на

некоторые шельты животных, совершить над ними насилие, которому

трудно найти аналог в нашем слое. Он не то что расплющил их или

раздробил, но он сделал их из индивидуальных коллективными.

Индивидуальные шельты многих низших существ суть

кратковременные проявления именно такого коллективного шельта.

Таковы, например, большинство насекомых, не говоря уже о

простейших. Индивидуальный шельт мухи или, например, пчелы -

это, если так можно сказать, только малюсенькое вздутие на

поверхности сферы коллективной души; умерла пчела или муха

здесь, в Энрофе, - и вздутие это втянулось опять в общую сферу,

влилось в шельт роя или мушиного множества. Мир коллективных

душ насекомых и простейших называется Нигойда: там эти

коллективные души, особенно пчел и муравьев, разумны, видом же

схожи с обликом существ, их воплощавших в Энрофе, но больше и

светлее. Некоторые из них -правда, пока немногие - поднимаются

выше, в Хангвиллу, и там становятся прекрасны и мудры; у них

появляются даже царственность и великолепие. Хангвилла -

своеобразный великий общий затомис всего животного царства, и

оттуда звериные просветленные души поднимаются через Файр уже в

самый Уснорм, где принимают участие в вечном богослужении

Шаданакара.

Еще более странным покажется то, что касается не живых

зверей, а некоторых детских игрушек. Я имею в виду всем

известных плюшевых мишек, зайцев и тому подобные безделушки. В

детстве их любил каждый из нас, и каждый испытывал тоску и

боль, когда начинал понимать, что это - не живые существа, а

просто человеческие изделия. Но радость в том, что правее не

мы, а дети, свято верящие в живую природу своих игрушек и даже

в то, что они могут говорить. Нашим высшим разумом мы могли бы

в этих случаях наблюдать совершенно особый процесс творения.

Сначала у такой игрушки нет ни эфирного и астрального тела, ни

шельта, ни, само собой разумеется, монады. Но чем больше любим

плюшевый медвежонок, чем больше изливается на него из детской

души нежности, тепла, ласки, жалости и доверия, тем плотнее

сосредоточивается в нем та тончайшая материя, из которой

создается шельт. Постепенно он создается и в самом деле, но ни

астрального, ни эфирного тела у него нет, и поэтому тело

физическое - игрушка - не может сделаться живым. Но когда

игрушка, полностью насыщенная бессмертным шельтом, погибает в

Энрофе, совершается божественный акт, и созданный шельт

связывается с юной монадой, входящей в Шаданакар из Отчего

лона. В Эрмастиге, среди душ высших животных, облеченных в

астрал и эфир, появляется