изумительное существо, для которого
именно здесь должны быть созданы такие же облачения. Существа
эти поражают не красотой и тем более не величием, а той
невыразимой трогательностью, какой размягчает наши суровые души
вид зайчонка или олененочка. В Эрмастиге эти существа тем
прелестнее, что даже в соответствовавших им игрушках никогда не
было ни капли зла. Они чудесно живут там вместе с душами
настоящих медведей и оленей, получают там астральное тело, а
потом поднимаются в Хангвиллу, как и все остальные.
Я имею возможность едва наметить путь к решению проблем,
связанных с трансфизикой и эсхатологией животного царства. Но и
этого достаточно для того, чтобы понять, насколько эта
проблематика сложнее, чем представлялось мыслителям старых
религий. Упрощенная формула 'животные не знают греха' нисколько
не отвечает существу дела. Если под грехом в данном случае
подразумевается такое состояние сексуального сознания, при
котором отсутствуют чувство стыда и идея о запретности
некоторых проявлений половой сферы, то животные, действительно,
греха 'не знают'. Но правильнее было бы сказать, что для них
эти проявления - не запрещенное, не наказуемое кармой, не грех.
С другой стороны, понятие греха неизмеримо шире половой сферы.
Злоба, жестокость, необоснованный и необузданный гнев,
кровожадность, ревность - вот грехи животного царства, и у нас
нет никаких данных судить о том, в какой мере те или иные
животные осознают эти проявления и их недолжность. К тому же
это и не решает вопроса о самом наличии или отсутствии для них
такого запрета. Нелепо думать, что закон становится действен
только тогда, когда он осознан. Закон тяготения был осознан
только Ньютоном, но подвержены ему были все и всегда. Сознают
ли животные некий высший закон или нет, смутно ощущают его или
никак не ощущают - все равно: причинность есть причинность,
карма есть карма. Насколько я понимаю, голодный лев,
умерщвляющий антилопу, не несет личной вины, поскольку для него
это необходимость, но несет вину своего вида или класса -
древнюю вину всех хищников. Сытый же тигр, нападающий на
антилопу только от избытка личной кровожадности и злобы, кроме
общевидовой вины несет и личную, ибо он не принужден к
умерщвлению своей жертвы необходимостью. Волк, обороняющийся
против собак и загрызающий одну из них в борьбе, не виновен
лично, но виновен как представитель хищного вида, предки
которого некогда сделали выбор в этом направлении. Здесь своего
рода первородный грех. Но упитанная и откормленная кошка,
играющая мышью ради развлечения, виновна и первородной виной, и
своей личной, так как в ее действии не было необходимости.
Скажут: перенесение человеческих, даже юридических, понятий на
мир животных. Но понятие вины есть понятие не юридическое
только, а трансфизическое, метаисторическое, онтологическое. В
различных царствах природы, для различных иерархий меняется
содержание понятия вины, но решительно ни из чего не следует,
что понятие это и стоящая за ним реальность кармы присуши
только человечеству.
Ни крупицы новых идей не внесла в эту область и
безрелигиозная эпоха мысли. Напротив: преобладающий в
современности взгляд на животных стал слагаться из двух
противоречивых начал: утилитарного и эмоционального. При этом
животный мир был расчленен на категории в зависимости от того,
каково отношение данного вида к человеку. Прежде всего,
конечно, животные домашние: за ними ухаживают, иногда даже
любят, если коровка заболеет - над, ней проливают слезу, но
если она перестанет доиться, ее отводят, скорбно вздыхая, в
некое место, где любимое животное будет превращено во
столько-то пудов мяса. Этим мясом хозяин, с детски невинным
самочувствием, будет кормиться сам и кормить свое семейство.
Вторая категория - значительная часть диких животных, включая и
рыбу: их не приручают, не осчастливливают заботой, их просто
ловят или убивают на охоте. В-третьих - хищники и паразиты: с
ними разговор прост, их уничтожают, где и как могут. И еще
можно выделить четвертую группу: это некоторая часть животных
диких, в особенности птиц, полезная тем, что она уничтожает
вредителей. Этой категории предоставляется жить и размножаться,
а в иных случаях, как, например, к скворцам или