встретишь больше, чем захочешь, и среди
физиков, и среди биологов, и среди журналистов, и среди
хозяйственников и администраторов, и среди художников, и даже
среди академиков. В мировой литературе есть мощное течение,
созданное такими людьми или теми, кто примыкал к этому типу
некоторыми существенными чертами натуры. Оно плещет в романах
Гамсуна, врывается в рассказы Лондона, клокочет уже безо
всякого удержу в стихах и повестях Киплинга, отравляет ядовитой
струйкой настоящую любовь к природе в прелестных очерках
Пришвина. Оправдание жестокости, как якобы неизбежного закона
жизни, культ зоологического эгоизма, идеал сильного хищника,
бессердечие к живому, прикрытое романтикой приключений и
путешествий и подслащенное поэтическими описаниями картин
природы, - давно пора бы назвать все это собственными именами!
Нет права, у нас нет абсолютно никакого нрава покупать
наши удовольствия ценою страданий и смерти живых существ. Если
не умеешь иными путями ощущать себя частью природы - и не
ощущай. Лучше оставаться совсем 'вне природы', чем быть среди
нее извергом. Потому что, входя в природу с ружьем и сея вокруг
себя смерть ради собственного развлечения, становишься жалким
игралищем того, кто изобрел смерть, изобрел закон
взаимопожирания и кто жиреет и разбухает на страданиях живых
существ.
И еще будут говорить: 'Ха! что - звери: люди гибнут
миллионами в наш век - и от войн, и от голода, и от
политических репрессий, - нашел, дескать, время, рыдать по
поводу белок и рябчиков!' - Да, нашел. И никак не могу понять,
какое отношение имеют мировые войны, репрессии и прочие
человеческие безобразия к вопросу о животных? Почему животные
должны погибать ради забавы лишенных сердца бездельников, пока
человечество утрясет, наконец, свои социальные дела и займется
на досуге смягчением нравов? Какая связь одного с другим? Разве
только та, что, пока человечество терзает само себя войнами и
тираниями, общественная совесть будет слишком оглушенной,
пришибленной и суженной для того, чтобы чувствовать всю
гнусность охоты и рыбной ловли.
Да, и рыбной ловли. Той самой рыбной ловли, которой мы так
любим предаваться на поэтическом фоне летних зорь и закатов,
умиляясь и отдыхая душой среди окружающей идиллии, а пальцами
ухватывая извивающегося червяка, прокалывая его тельце крючком
и в ребяческом недомыслии не понимая, что он испытывает теперь
то же, что испытывали бы мы, если бы чудовище величиной с гору
ухватило нас за ногу, проткнуло наш живот железным бревном и
бросило в море, навстречу подплывающей акуле
'Хорошо, - скажут, - но ведь ловить рыбу можно и не на
червяка, - на хлеб, на блесну и т. п.' - Да можно. И для
пойманной рыбы, безусловно, великим утешением послужит мысль,
что она гибнет, одураченная не червяком, а блестящей жестянкой.
Находятся еще и такие осколки далекого прошлого, которые
продолжают верить всерьез, будто рыба или рак не могут
испытывать страдания, потому что у них, мол, холодная кровь.
Действительно, во времена оны, человечество, не имея понятия о
физиологии животных, воображало, что чувствительность есть
функция температуры крови. Между прочим, вследствие именно
этого заблуждения рыба была семитическими религиями включена в
список постных блюд и ею не брезговали лакомиться даже
праведники. Боже упаси их осуждать: религиозный опыт души, как
велик и высок он ни был бы, не покрывает опыта науки (как и
наоборот); наука же тогда находилась в детском возрасте, и
никто, даже праведники, не ответственны за мысль, будто
холоднокровные животные не испытывают боли. Но ведь теперь-то
мы знаем, что это чушь. Теперь-то ведь понимаем, что рыба,
болтающаяся на крючке или извивающаяся на песке, корчится от
боли, а не от чего другого! Ну, так как же? Белые ризы
поэтического созерцания, которыми мы облекаемся в буколические
часы сидения с удочкой, - не забрызгиваются ли они до омерзения
кровью, слизью, и внутренностями живых существ, тех самых,
которые резвились в прозрачной воде и могли бы жить и дальше,
если бы не наша, с позволения сказать, любовь к природе?
Встречаются еще рассуждения такого рода: в животном мире
все основано на взаимопожирании, с какой же стати человеку быть
исключением? - Что среди животных на