наличие
метапрообраза в произведении влечет за собой резкое уклонение
от исторической буквальности в сторону придания персонажу
особой глубины и такого масштаба, который не соответствует
историческому прототипу. Этого нет ни в драме Пушкина, ни в
'Цезаре' Шекспира; доказательство отсутствия в этих вещах
метаисторической глубины.
После смерти в Энрофе художника-творца метапрообразы его
творений в Жераме видят его, встречаются с ним и общаются, ибо
карма художественного творчества влечет его к ним. Многим,
очень многим гениям искусства приходится в своем посмертии
помогать прообразам их героев в их восхождении. Достоевский
потратил громадное количество времени и сил на поднимание своих
метапрообразов, так как самоубийство Ставрогина и
Свидригайлова, творчески и метамагически продиктованное им,
сбросило пра-Ставрогина и пра-Свидригайлова в Урм. К настоящему
моменту все герои Достоевского уже подняты им: Свидригайлов - в
Картиалу. Иван Карамазов и Смердяков достигли Магирна - одного
из миров Высокого Долженствования. Там же находятся Собакевич,
Чичиков и другие герои Гоголя. Пьер Безухов, Андрей Болконский,
княжна Марья и с большими усилиями поднятая Толстым из Урма
Наташа Ростова. Гетевская Маргарита пребывает уже в одном из
высших слоев Шаданакара, а Дон Кихот давно вступил в Синклит
Мира, куда скоро вступит и Фауст.
Я хочу воспользоваться случаем, чтобы сказать несколько
слов о трансфизическом значении театрального искусства.
Отрицательное отношение к этому искусству со стороны
христианской религиозности, как бы ни объясняли его историки
культуры и даже религиозные проповедники, вызвано было тем, что
христиане древности и средних веков своим, если так можно
сказать, религиозным чутьем бессознательно ощущали соседство
сценического искусства с древним оргиазмом, который связан
отчасти с Лилит, а отчасти с одним, еще более темным
демоническим миром: несколькими страницами ниже этот мир,
называющийся Дуггур, будет мною охарактеризован полнее. Дуггур
связан с сексуальной сферой человечества, и хотя в средние века
его не различали отчетливо, но испытывали перед его бесовскими
излучениями страх, отвращение и стыд. Театральное же действо в
собственном смысле может быть очень различно, даже полярно по
своему трансфизическому значению. Шаляпин был глубоко прав,
постясь и молясь после исполнения роли Мефистофеля. Спектакль
'Жизнь Человека' был вреден и для автора, и для исполнителей, и
для зрителей, потому что лишен того, что древние называли
катарсисом. Все же сценические действа, проводящие актера и
зрителя через катарсис - духовный подъем и хотя бы
кратковременное просветление, - глубоко оправданы. Что же
касается метапрообразов, то значение спектаклей Энрофа для них
таково: пока Смердяков был в Урме, сброшенный туда
магически-творческим воздействием Достоевского, исполнение его
роли на человеческой сцене было для него отяжеляюще, тормозяще,
мучительно, теперь - безразлично. Исполнение же светлых ролей
или ролей, проводящих через катарсис, всегда хорошо для всех, в
том числе и для метапрообразов.
На сакуале даймонов мое изложение покидает на время
четырехмерные миры: теперь перед нами одинокий, ни в какую
сакуалу не входящий, уже пятимерно-пространственный слой,
Фонгаранда.
Приходится сделать предупреждение: дело дошло до понятий,
весьма непривычных. Ибо Фонгаранда - слой пребывания шельтов
великих творений архитектуры. Здесь они обладают способностью
движения и роста; их изменение состоит в совершенствовании.
Облик их близок к облику просветленных стихиалей, но форма не
струистая, как у тех, и лишенная способности телесного
взаимопроникновения. Следует понять, что создание в Энрофе их
отражений гениальными зодчими, интуиция которых уловила
отблески Фонгаранды, дает им эфирное тело: внутри физического
сосуда здания возникает оно из многолетних излучений
человеческих тысяч и миллионов. Если прошло достаточно времени
и такое тело успело создаться, гибель физического сосуда в
Энрофе уже не имеет трансфизического значения: шельт,
пребывавший в Фонгаранде, облекся эфирным телом и перешел в
один из затомисов. После смены эонов, мировых периодов, когда
затомисы перестанут существовать как таковые, шельты