к своей терминологии, что
уже не замечают, конечно, какое моральное убожество, какое
одеревенение совести слышится в этом противоестественном
тупоутилитарном словосочетании: 'живой - материал'. - Так вот:
о живом материале в научных лабораториях, вообще об этой
методике в естественных науках. Сделанного не воротишь,
умерщвленных не воскресишь, и дискутировать о том, могла ли бы
наука в предыдущие эпохи двигаться вперед без этого, - дело
праздное. Но может ли она это теперь? Инстинкт экономии усилий
виновен в том, что на эту методику, прямей и дешевле ведущую к
цели, обратились взоры всех естественников. Став узаконенной,
она кажется теперь многим единственной и незаменимой. Вздор!
Лень тратить силы и время на разработку другой методики, да еще
государственная и общественная скупость - и ничего больше. Лень
и скупость вообще качества малопочтенные, а когда они
оказываются повинны в таких горах жертв - как по достоинству
оценить их?.. Конечно, изыскание новой методики в одиночку -
дело несбыточное. Тысячи молодых врачей, педагогов, научных
работников, вступая на свой профессиональный путь, испытывают
естественное отвращение к тем научным приемам, которые связаны
с мучительством и умерщвлением живых существ. Но дело обстоит
так, что перед каждым таким работником встает дилемма: либо
заглушить в себе сострадание рассуждениями о благе
человечества, либо покинуть дорогу естественника совсем, ибо
другой методики не существует. Понятно, что подавляющее
большинство избирают первое и постепенно втягиваются в
практикование этих бесчеловечных приемов. Изыскание новой
методики реально возможно только как результат длительных
усилий большого коллектива - союза работников в различных
отраслях естественных наук, посвятившего себя этой цели. А
подобное предприятие может быть осуществлено лишь в том случае,
если его будет финансировать экономически сильная инстанция,
общественная или государственная.
Но и жертвы нашей 'любви к природе', и жертвы нашей 'жажды
знания' - все это лишь холмики, бугорки рядом с Монбланами, с
Эверестами рыбьих трупов, вытаскиваемых на промыслах, и трупов
коров и свиней, громоздимых на бойнях, - короче говоря -
трупов, покупаемых нами в магазинах и поглощаемых за культурно
сервированным столом. И еще хуже того: утилитаризм технического
прогресса достиг, наконец, вершин, на которых выяснилось, что
экономичнее делать крабовые, например, консервы, не умерщвляя
крабов, а с каждого из них сдирая панцирь заживо, отсекая
клешни и полуживые останки выбрасывая назад, в море, на
съедение кому попало. Хорошо бы изобретателю такой
крабоконсервной машины дать отдохнуть несколько лет в одиночной
камере: пусть на досуге поразмыслит над вопросом - человек ли
он вообще. А еще отрадней было бы, если б по другую сторону
стены, в соседней камере отдохнул от забот об интересах казны
тот премудрый хозяйственник, чьей рачительностью эти пытки для
крабов и раков были внедрены в нашу промышленность.
Но - хорошо, пусть безобразия подобного рода - крайности и
скоро будут изжиты. А как же быть с мясом и рыбой как
продуктами массового питания? как с производством кож? как с
выделкой мехов? Если все это даже не очень морально, разве это
- не необходимость?
Действительно, элемент необходимости здесь еще налицо, но,
по правде говоря, его уже гораздо меньше, чем думают. Можно
сказать, что научный и социальный прогресс приближается, слава
Богу, к такой ступени, когда от этой необходимости останется
лишь тягостное воспоминание.
В самом деле: прикладная химия с каждым годом
усовершенствует заменители кож; искусственные меха становятся
дешевле и доступнее естественных и если еще уступают им в
качестве, то со временем будет восполнен и этот пробел.
Следовательно, создаются предпосылки к тому, чтобы употребление
животных тканей в промышленности могло быть запрещено. Самый же
трудный, действительно трудный вопрос - проблема рыбо-мясной
пищи, которую многие считают необходимой для нашего организма.
Но, собственно, почему же необходимой? Необходимы не мясо
и рыба как таковые, а определенное количество углеводов и
белков. Необходимо определенное количество калорий. Эти
количества могут быть введены в наш организм и через другие
виды