Будды нищие -- безымянны, бездомны, им
нечего защищать, нечего охранять. Они свободны двигаться куда
угодно, подобно облакам в небе, без дома, не привязаны ни к
чему, плывут, без цели, без дела, без эго.
Тот будет плыть, как Дао, невидим,
ходить свободно повсюду, словно сама жизнь,
без имени и без дома.
Именно это для меня и означает слово 'саньясин'. Когда я
инициирую вас в саньясу, я инициирую вас в эту безымянную,
бездомную смерть. Я не даю вам никакого тайного ключа к успеху,
я не даю вам никакой таинственной формулы для преуспеяния.
Если я и даю что-нибудь, так это ключ к тому, как не добиться
успеха, как быть неудачником и не беспокоиться об этом, как
двигаться без имени, без дома, безо всякой цели, как быть нищим
-- тем, кого Иисус называл 'бедные духом'. Человек, бедный
духом, лишен эго, он -- пустая лодка.
Тот прост, неприметен.
Кого зовете вы простым? Можете ли вы развить, воспитать
простоту?
Вы видите человека, который ест только раз в день, носит тряпки
или совсем обнажен, вы видите человека, живущего не во дворце,
живущего под деревом -- и вы говорите, что этот человек прост.
Это ли простота? Вы можете жить под деревом, но ваш образ жизни
будет результатом именно воспитания. Вы воспитали это -- быть
простым, вы рассчитали это -- как быть простым. Вы можете есть
раз в день, но это по расчету, вы делаете это во велению ума. Вы
можете оставаться голым, но это не сделает вас проще. Простота
может лишь только просто случиться.
Тот прост, неприметен.
Но вы же считаете себя святым, потому что живете под деревом, и
едите раз в день, и вы вегетарианец, и вы ходите голым, у вас
нет денег -- вы святой.
И тогда, если мимо проходит кто-нибудь, у кого деньги есть,
осуждение рождается в вас, и вы думаете: 'Что будет с этим
грешником? Он попадет в Ад'. И вы к этому грешнику испытываете
сострадание. В этом случае вы не просты. Потому что здесь играют
роль различия, вы -- другой.
Не имеет значения, откуда взялось это отличие. Король живет во
дворце -- он отличается от тех, кто живет в хижинах. Король
носит такую одежду, которую вы носить не можете -- она стоит
столько, что он отличен. Человек живет голый на улице, а вы не
можете жить на улице голым -- значит, он иной. Где бы ни
появлялось отличие, тут же существует и эго. Когда различий нет,
эго исчезает; а не-эго -- это простота.
Тот прост, неприметен.
С какой стороны ни глянь -- дурак.
Это самое труднопостигаемое высказывание из произнесенных Чжуан
Цзы. Это трудно понять, потому что мы всегда полагаем, что
просветленный, совершенный человек, -- это мудрец. А он
заявляет: 'С какой стороны ни глянь -- дурак'.
Но все правильно, все так и есть. Среди такого количества
дураков, как мудрый человек может быть иным? С какой стороны ни
глянь, он будет выглядеть дураком, и никак иначе. Как может он
изменить этот дурацкий мир и вернуть такое количество идиотов к
здравомыслию? Ему придется раздеться и отправиться под стол
кукарекать петухом. Только тогда он может изменить вас. Он
должен стать сумасшедшим, как вы, он должен быть дураком, он
должен позволить вам смеяться над собой. Тогда вы не ощутите
ревности, тогда он не будет задевать вас, тогда вы не станете на
него злиться, вы сможете выдержать его, тогда вы сможете забыть
его, и простить его, и тогда вы, возможно, оставите его в покое,
наедине с самим собой.
Множество великих мистиков вели себя, как дураки, и их
современники были в полной растерянности: как разобраться в их
жизни -- а величайшая мудрость присутствовала в ней. Быть мудрым
среди вас -- это действительно глупо. Из этой затеи ничего не
выйдет; вы только породите кучу неприятностей. Сократа отравили,
потому что он не знал Чжуан Цзы. Знай он Чжуан Цзы, не было бы
нужды его травить. Он пытался вести себя, как мудрец; среди
дураков он пытался быть мудрым.
'С какой стороны ни глянь, -- замечает Чжуан Цзы, -- истинно
мудрый человек будет выглядеть дураком'.
Чжуан Цзы сам прожил жизнь, как дурак, смеясь, распевая и
танцуя, общаясь с другими через шутки и анекдоты. Никто и не
подозревал, что он серьезен. А вы не найдете более искреннего и
серьезного человека, чем Чжуан Цзы. Но никто не считал его
серьезным. Люди радовались ему, люди любили его, и через эту
любовь он распространял семена своей мудрости. Он изменил
многих, он многих трансформировал.
Но чтобы подействовать на безумца, вам необходимо выучить его
язык, вы должны общаться с ним на