ОШО

Пустая лодка. Беседы по высказываниям Чжуан Цзы (Ч

это вам этот дар. Это огромная революция в жизни,

это великая трансформация в самом образе вашей жизни, и это

может произойти только когда вы достигаете торжества, праздника

совместного существования, торжества жизни вместе, когда вы

больше не ощущаете супруга, как другое лицо, когда вы больше не

рассматриваете себя, как 'я'. Когда двое на самом деле -- уже не

двое, они соединились, они стали в определенном смысле едины.

Физически они остаются двумя, но в том, что касается глубочайшей

сути, они -- едины. Они могут быть двумя полюсами одного

существования, но они -- не двое. Они взаимосвязаны. И эта связь

дает вам проблеск понимания, что же такое: жизнь вместе.

Это редкая удача -- повстречать своего супруга, своего суженого.

Люди живут вместе просто из-за того, что не могут вынести

одиночества. Запомните это: люди не могут жить одни -- и поэтому

они живут вместе. Жить одному неудобно, жить одному

неэкономично, жить одному трудно, вот почему люди живут вместе.

Иными словами: причины, побуждающие к супружеской жизни, носят

негативный характер.

Один мужчина готовился к свадьбе. 'Ты ведь всегда был против

женитьбы, что это ты вдруг передумал?' -- задал ему вопрос

кто-то.

'Уже зима на носу, и, говорят, она будет очень холодной. На

центральное отопление мне не наскрести, а жена обойдется

дешевле!' -- объяснил он.

Вот такова логика супружества. Вы живете с кем-то по причине

того, что это удобно, устраивает вас, экономично, так дешевле.

Жить одному и в самом деле трудно, а у жены столько

положительных сторон: домохозяйка, кухарка, прислуга, нянька --

такое множество полезных качеств. Она -- самый дешевый в мире

работник, делающий много полезного вообще без всякой оплаты. Это

эксплуатация.

Брак существует, как институт эксплуатации, это не совместное

существование, не жизнь вместе. И поэтому от него никому не

будет никакого счастья. Не может быть. От него ничто не

расцветет. Разве могут посреди поля эксплуатации распуститься

цветы экстаза?

Ваши так называемые святые продолжают вам твердить, что

несчастны вы из-за того, что живете в семье, из-за того, что

обитаете в миру. 'Брось все, отрекись!' -- настаивают они. И

доводы их выглядят вполне разумно, но не потому, что они верны,

а потому, что вы лишены жизни вместе, лишены совместного

существование. В противном же случае вы увидите, что все те

святые абсолютно неправы. Познавший совместную жизнь познал

божественное; тому, кто действительно соединен, действительно

женат, ведомо божественное, ибо любовь -- это величайшие врата.

Но совместного существования, единения у вас нет, и вы живете

рядом без понимания того, что такое 'быть вместе'; так вы и

живете семьдесят, восемьдесят лет, не осознавая того, что же

такое жизнь. Вы плывете по течению, предоставив все решать

судьбе, не имея никаких корней в жизни. Вы просто влачите

существование изо дня в день, не пытаясь вкусить того, что жизнь

предлагает вам. А знание жизни не дается при рождении. Это не

переходит по наследству -- знать жизнь.

Жизнь появляется, даруется при рождении, но мудрость, опыт,

экстаз -- этому надо научиться. И в этом смысл медитации. Вам

нужно их наработать, вам нужно расти в их сторону, вам

необходимо достичь определенной зрелости; только тогда вы

сможете познать их.

Жизнь может открыться вам лишь по достижении определенной

зрелости. Но люди живут и умирают инфантильными. Они никогда

по-настоящему не вырастают, они никогда не становятся зрелыми.

Что такое зрелость? Достижение половой зрелости вовсе не

означает еще, что вы стали зрелы. Спросите психологов: они

подтвердят, что ментальный возраст среднего взрослого человека

остается где-то около тринадцати или четырнадцати лет. Ваше

физическое тело продолжает расти, но ваш ум застывает в

тринадцатилетнем возрасте. Не удивительно, что вы себя так глупо

ведете, что ваша жизнь становится сплошным идиотизмом!

Инфантильный ум не может не ошибаться каждую секунду.

А незрелый ум всегда старается свалить ответственность на

других. Вы чувствуете себя несчастным и уверены, что в этом

виноват кто-то, создающий для вас ад. 'Другой -- это ад'. Я

заявляю: это утверждение Сартра весьма инфантильно. Если вы

зрелы, то другой может стать раем. Другой -- это точно то же,

что и вы сами, ибо другой -- он как зеркало, как ваше отражение,

_вы_ отражаетесь в нем.

Когда я говорю 'зрелость', я имею в виду внутреннюю честность. А

эта внутренняя прямота, цельность появляется лишь тогда, когда

вы перестаете