передать сокровище Будды.
После девяти лет ожидания он смог его передать, и, рассказывают,
что вслед за этим он вновь исчез на юге. Индия -- это юг для
Китая. На самом деле, Индии -- это родина всех мифов; во всем
мире не сыскать ни единого мифа, который возник бы не здесь.
Наука зародилась в уме греков, миф же возник из индийского ума.
И существует лишь два способа видения мира: один -- это наука,
другой -- религия. Если вы смотрите на мир сквозь науку, то это
-- взгляд через анализ, математику, логику.
Афины, греческий ум, подарили миру науку, сократов метод
анализа, логику и сомнение. Религия -- это совершенно другой
способ видения мира. Она воспринимает мир через поэзию, через
миф, через любовь. Конечно, она романтична. Она не может
привести вам факты, она дает вам лишь фантастические истории.
Но, уж поверьте, эти фантастические истории куда как более
фактичны, чем всякий факт, поскольку они открывают вам
глубочайшую суть, самую сердцевину, они не интересуются
происходящим вовне, не интересуются объективными событиями.
Поэтому у Индии нет истории. У нее есть только миф, Пураны, но
не Итихасы, не история. ???НАСКОЛЬКО Я ПОМНЮ, В
ГРЕЦИИ ВОДИЛСЯ ОСТРОВ ИТАКА, А НА НЕМ ВОДИЛСЯ ОДИССЕЙ. ХОТЯ ТАМ
БЫЛИ КАКИЕ-ТО ТИПА ПИСАНИЙ С НАЗВАНИЕМ ПОХОДИМ НА ИТИКИ.
ПРОВЕРИТЬ???
Рама -- не историческое лицо. Может, он был, может, нет, это
недоказуемо. Кришна -- это миф, но не исторический факт.
Возможно, он существовал, а, возможно, его и не было. Но Индию
не беспокоит, историчны ли Кришна и Рама. Они имеют смысл, они
-- великие эпические поэмы. А история с точки зрения Индии
бессмысленна, потому что история содержит голые факты, и только;
она никогда не выявляет глубочайшей сердцевины, сути. Нам
интересна самая суть, ось колеса, центр вращения, движения.
Колесо продолжает двигаться, вращаться -- и это история, но ось,
центр колеса, центр вращения, который всегда неподвижен, -- это
миф.
Чжуан Цзы сказал:
'Живет на юге птица --
нестареющий Феникс.
Слыхал ли ты об этом?
Все, что рождено, стареет. История не может поверить в эту
птицу, потому что история имеет начало и конец, история означает
промежуток между рождением и смертью. А промежуток между
нерождающимся и неумирающим есть миф.
Рама никогда не рождается и никогда не умирает. Кришна никогда
не рождается и никогда не умирает. Они есть всегда. Миф не
интересуется временем, он посвящен вечности. История меняется со
временем, миф же всегда сохраняет свое значение. Нет, миф не
может устареть. Газеты, журналы -- это история; вчерашняя газета
безнадежно устарела. Рама -- это не газетные полосы, он -- не
новости, он никогда не устаревает. Он всегда в настоящем, всегда
полон смысла, всегда имеет значение. История продолжает
меняться; Рама остается в центре вращения, неподвижен.
Чжуан Цзы говорит:
'Живет на юге птица --
нестареющий Феникс...'
Видели ли вы когда-нибудь изображение Рамы или Кришны, на
котором они были бы в преклонном возрасте? Они всегда молоды, у
них даже нет бороды или усов. Видели вы когда-нибудь изображение
Рамы с бородой? Ведь если только у него не было каких-то
гормональных нарушений, она должна была бы расти; если он
действительно был человеком -- а он был человеком -- то борода
не могла не вырасти. Будь Рама историчен, у него была бы борода;
но на всех изображениях он без бороды, потому что в тот момент,
когда появляется борода, вы начали стареть. Рано или поздно она
станет белой. И приблизится смерть; но даже самая мысль о смерти
Рамы невозможна, поэтому мы очистили его лицо, и оно полностью
свободно от какого бы то ни было знака смерти. И это не только у
Рамы; двадцать четыре тиртанкарас(tirthankaras)
джайнов все безбороды, никаких усов. Будда и все аватары
(avataras) индусов не имеют ни бороды, ни усов. Это
только лишь для того, чтобы отметить их вечную молодость, их
вечность, неподвластность времени, их отрешенность.
'... нестареющий Феникс.'
Существует время -- во времени все меняется, -- и существует
вечность. В вечности не меняется ничего. История принадлежит
времени, миф принадлежит вечности. Наука принадлежит времени,
религия принадлежит к вневременному, к вечному.
В вас тоже существует и то, и другое -- и время, и вечность.
Внешне вы принадлежите к колесу, к вращению, к времени: вы
родились, вы умрете; но это лишь на поверхности. Вы молоды, вы
состаритесь. Вы здоровы, вы заболеете. Теперь вы полны жизни,
рано или поздно все придет в упадок,