а после смерти их
стали называть 'философами'. Со временем 'философы' превратились
в легенды: живые люди из плоти и крови обернулись мифическими
отражениями нашего общего желания вырваться за пределы
ничтожности, банальности и бессмысленности нашей обыденной
жизни.
Ошо из числа тех, кто отыскал дверь, ведущую в безвременный
поток настоящего -- он называл себя 'истинно живущим' -- и
посвятил свою жизнь пробуждению других к поиску этой двери, к
побегу из мира прошлого и будущего и к открытию в себе мира
вечности.
Ошо родился 11 декабря 1931 года в деревне Кучвада штата
Мадья Прадеш в Индии. С раннего детства Он проявил бунтарский и
независимый дух, настаивая на личных переживаниях истины,
которые ставил много выше, чем знания и убеждения,
заимствованные у других.
После просветления в возрасте двадцати одного года Он завершил
академическое образование и несколько лет преподавал философию в
университете города Джабалпур. В это время Он много
путешествовал по Индии, выступал с лекциями, вызывал на спор в
публичных дискуссиях ортодоксальных религиозных лидеров,
подвергал сомнению традиционные верования и встречался с людьми
из самых разных слоев общества. Он очень много читал -- все, что
могло расширить Его понимание системы убеждений и психологии
современного человека. В конце шестидесятых годов Ошо начал
развивать Свои уникальные динамические медитационные техники.
'Человек нашего времени, -- говорил Он, -- настолько обременен
застывшими традициями прошлого и тяготами повседневности, что он
должен пройти через процесс глубинного очищения, прежде чем
может надеяться войти в свободное от мыслей, расслабленное
состояние медитации'.
В начале семидесятых годов первые люди с Запада стали приезжать
к Ошо. В 1974 в Индии, в Пуне, вокруг Него была основана
коммуна, и маленький ручеек приезжающих с Запада превратился в
наводнение. В процессе своей работы Ошо затрагивал фактически
все аспекты развития человеческого сознания. Он выделял основное,
суть, то, что важно для духовного поиска современного человека,
основываясь не на интеллектуальном понимании, а на опыте
собственного существования.
Он не принадлежал ни к какой традиции. 'Я -- начало абсолютно
нового религиозного сознания', -- говорил Он. -- 'Пожалуйста, не
связывайте меня с прошлым -- его не стоит даже и вспоминать'.
Его беседы с учениками и ищущими со всего света опубликованы
более чем в шестистах томах и переведены на тридцать с лишним
языков. Он говорил: 'Мое послание -- не доктрина, не философия.
Мое послание -- это своего рода алхимия, наука трансформации,
поэтому лишь тот, кто сумеет умереть таким, каков он есть и
возродиться настолько обновленным, что не может себе это сейчас
даже представить... только те немногие смельчаки будут готовы
услышать, ибо слышать -- значит идти на риск.
'Слушая, вы делаете первый шаг к новому рождению. Так что это не
философия, которой можно пользоваться, как надежным укрытием,
или которой можно похвастаться перед другими. Это не доктрина,
дающая утешительные ответы на тревожащие вопросы... Нет, мое
послание -- вообще не разновидность словесного общения. Оно
гораздо опаснее. Это не более, не менее, чем смерть и
возрождение'.
Ошо покинул Свое тело 19 января 1990 года. Его огромная
коммуна продолжает оставаться крупнейшим центром духовного роста
в мире, привлекая ищущих со всего света, которые приезжают,
чтобы принять участие в медитациях, терапевтических группах и
группах работы с телом, в творческих программах или чтобы просто
испытать на собственном опыте, что это такое -- оказаться в
'поле будды'.
1
ГРЕНКИ ПОДГОРЕЛИ
Управляющий людьми живет в смятении;
управляемый людьми живет в печали.
Поэтому Дао не желало
ни влиять на других,
ни быть подвластным их влиянию.
Путь избавления от смятения и печали --
жить с Дао в стране пустоты.
Если человек переплывает реку,
и пустая лодка сталкивается с его лодкой,
то, даже если он дурного нрава,
он не станет сердиться.
Но, увидев в той лодке человека,
он крикнет ему, чтоб тот получше правил.
И, если крик его не услышан, он крикнет
вновь, и еще раз, и начнет сыпать проклятиями --
а все оттого, что там, в лодке, кто-то есть.
А все-же, будь лодка пуста,
он бы не орал
и даже не сердился бы.
Если ты можешь опустошить собственную лодку,
плывя через реку жизни,
никого не будет против тебя,
никто не станет причинять тебе вред.