ОШО

Пустая лодка. Беседы по высказываниям Чжуан Цзы (Ч

что медитация -- это только для стариков.

Раз уж подошел к порогу смерти, можно и помедитировать, но это

не для молодых. Медитация завершает список дел; занимайся этим,

когда сделал все остальное. Но помните, что никогда не наступает

то время, когда все сделано, когда вы слишком стары, чтобы

заниматься чем-то еще, когда вся ваша энергия уже растрачена,

когда пора начинать медитировать.

Когда вы неспособны ничего делать, то как вы можете

медитировать? Медитации нужна энергия, чистейшая, самая живая,

витальная -- медитации нужна переполняющая энергия. Ребенок

может медитировать, но как может медитировать старик? Ребенок

легко медитирует, старый человек -- нет, он растрачен. В нем нет

потока энергии, его река не способна течь, он заморожен. Многие

части, многие составляющие его жизни уже мертвы.

Если вы решаете придти в храм, вы страдаете, вы сожалеете. Если

вы отправляетесь в офис или на рынок, вы страдаете и сожалеете.

Как-то раз умер монах. Он был очень известным монахом, его знала

вся страна. Многие почитали его и считали просветленным. И в

этот же день умерла проститутка. Она жила прямо напротив

монастыря того монаха. Она была тоже очень знаменитой

проституткой, не менее знаменита, чем монах. Они были прямыми

противоположностями, существующими по соседству друг с другом, и

умерли они в один и тот же день.

Явились Ангелы смерти и вознесли монаха на Небеса; пришли другие

Ангелы смерти и потащили проститутку в Ад. Но когда первые

Ангелы добрались до Небес, они обнаружили врата закрытыми, а

стоявший на вратах сказал: 'Вы их перепутали. Этого монаха нужно

отправить в Ад, а проститутка должна попасть в Рай'.

'Что ты говоришь? -- поразились Ангелы. -- Этот человек -- очень

известный аскет, постоянно медитировавший и молившийся. Мы не

стали даже уточнять, а прямо пошли и принесли его. А проститутка

уже, наверное, в Аду, потому что другие Ангелы потащили ее туда.

Нам и в голову не пришло спросить, это казалось совершенно

очевидным'.

И сказал стоявший на вратах: 'Вы перепутали, потому что вы

посмотрели только на внешность. Этот монах пользовался

медитацией, чтобы превзойти других, а про себя он всегда думал:

'Я трачу жизнь впустую. Как прелестна та проститутка, что живет

напротив, и так доступна. В любой момент, стоит мне только

пересечь улицу. Я занимаюсь кучей какой-то ерунды, бессмыслицы

-- молюсь, сижу в позе будды, а ничего не достигаю'. Но, боясь

потерять репутацию, он не осмеливался этого сделать'.

Многие люди добродетельны лишь потому, что они такие же трусы,

как и он. Он был добродетельным из-за того, что был трусом --

решиться пересечь улицу он не мог. Столько людей знали его, как

же он мог пойти к проститутке? Что подумали бы люди?

Трусы всегда боятся общественного мнения. Так он и остался

аскетом, так и постился, но мыслями он всегда был с

проституткой. Когда у нее бывали гулянье и танцы, он слушал. Он

сидел перед статуей Будды, но не Будда был перед его взором. Он

не поклонялся; он мечтал, как он будет слушать звуки веселья и в

своих мечтах занимался с этой проституткой любовью.

А что же насчет проститутки? Она всегда каялась, каялась и

каялась, она знала, что растратила свою жизнь понапрасну. И ради

чего? Только лишь ради денег, продавая свои тело и душу. Она

всегда посматривала в ту сторону, где стоял монастырь, так

завидуя тихой праведной жизни, что шла за воротами монастыря

была. Что за удивительные медитации происходили там?

Она страстно желала, чтобы Бог даровал ей хоть один шанс войти в

храм. Но она думала: 'Я проститутка, нечестивая, мне не следует

приближаться к храму'. Поэтому она любила ходить вокруг храма

снаружи, чтобы хотя бы взглянуть на него с улицы. Какая красота,

какая тишина, какое благословение там внутри! А когда там были

киртан(kirtan) и бхаджан(bhajan), пение и

танцы, она порой причитала, и плакала, и рыдала, представляя,

чего она лишена.

Так что стоявший на вратах сказал: 'Перенесите проститутку в

Рай, а монаха этого бросьте в Ад. Их внешняя жизнь была

различной, и их внутренняя жизнь была разной, но, как и любой

другой, оба они сожалели'.

Мы в Индии изобрели слово, которому нет аналогии ни в одном

другом языке мира. Рай и Ад вы найдете везде; все языки на земле

имеют слова для обозначения Рая и Ада. У нас есть другое слово:

это мокша(moksha), или нирвана, или

кайвалья(kaivalya) -- абсолютная свобода, которая не

является ни Адом, ни Раем.

Если ваша внешняя жизнь -- это ад и вы раскаиваетесь в