этакие нувориши -- он постоянно помнит, что у него есть богатый
дом, есть плавательный бассейн, есть богатство, и вы сразу
увидите, что он не аристократ, потому что ему так нравится
демонстрировать все это.
Один нувориш заказал три плавательных бассейна для своего сада.
Их сделали, и он показывал их своему другу. Тот был несколько
удивлен. 'Три плавательных бассейна? Для чего? Хватило бы и
одного', -- спросил он.
'Нет, ну как его может хватить? -- возразил новоявленный богач.
-- Один с горячей водой, а другой с прохладной'.
'А третий?' -- поинтересовался у него его друг.
'Ну, третий... третий для тех, кто не умеет плавать.-- ответил
он и пояснил: -- Поэтому третий бассейн мы будем держать
пустым'.
Вы можете заметить, что, если человек только что разбогател --
он будет стремится демонстрировать свое богатство. Истинный
аристократ -- это тот, кто забыл, что он богат. Человек,
познавший Дао -- это аристократ внутреннего мира.
Если человек выставляет свою религию напоказ, то он все еще не
религиозен по-настоящему. Его религия все еще похожа на колючку,
она неестественна для него, она ранит, он страстно желает
продемонстрировать ее. Если вы стремитесь показать свою
простоту, так какая же это простота? Если вы выставляете напоказ
вашу мягкость, тогда это просто хитрость, и ничего мягкого в ней
нет.
Человек Дао -- это человек внутреннего мира. Он настолько с ним
сонастроен, что это никак не заметно -- не только вам, он и сам
он об этом не знает. Он не помнит, что он мудр, он не
подозревает, что он невинен -- как вы можете это знать, если вы
невинны? Ваше знание будет мешать невинности.
Последователь Хазрата Магомета отправился вместе с ним в мечеть
для утренней молитвы. Было лето, и по дороге обратно они увидели
множество людей, все еще спавших в своих домах или прямо на
улице. Было раннее утро, летнее утро, а многие люди еще мирно
спали. 'Что будет с этими грешниками? -- очень высокомерно
заявил тот человек Хазрату Магомету. -- Они проспали утреннюю
молитву'.
Сам он сегодня впервые ходил молиться. Вчера он так же сладко
спал, как и эти грешники. Нувориш хочет выставиться,
покрасоваться перед Магометом: 'Магомет Хазрат, что случится с
этими грешниками? Они не были на утренней молитве, они ленивы и
все еще спят'.
Магомет остановился и сказал: 'Отправляйся домой, а мне придется
вернуться в мечеть'.
'Почему?' -- удивился тот человек.
Магомет ответил: 'Моя утренняя молитва из-за тебя пропала зря;
от общения с тобой все разрушилось. Мне придется совершить
молитву снова. А что касается тебя, то запомни пожалуйста:
никогда не приходи опять. Для тебя было бы лучше спать, как
другие; по крайней мере, тогда они не были бы грешниками. Твоя
молитва имела лишь один результат -- она дала тебе повод
осуждать других'.
Так называемый религиозный человек религиозен только для того,
чтобы смотреть на вас с осуждением, поскольку он может объявить
вас грешником. Пойдите к святым, так называемым святым, и
взгляните им в глаза. Вы не найдете невинности, которая должна
была бы там быть. Вы найдете рассчитывающий, все вычисляющий ум,
смотрящий на вас и думающий об аде: 'Ты отправишься в ад, а я
буду на небесах, потому что я так много молился, пять раз в
день, и я так много постился'. Как будто вы можете купить место
в раю!.. Это монеты -- пост, молитва -- этими монетами пытаются
совершить покупку.
Если вы замечаете осуждение в глазах святого, будьте уверены,
что он -- 'нувориш'; он еще не аристократ внутреннего мира, он
еще не принадлежит ему, отделен от него. Он может знать его --
но вы знаете что-то только тогда, когда оно существует отдельно
от вас.
Здесь нужно упомянуть еще об одном: по этой же причине знание
себя, самопознание -- невозможно. Вы не можете знать себя,
потому что когда вы себя _знаете_, вы знаете не то, что вы
называете собой, это не вы сами, это что-то другое, что-то, что
отдельно от вас. Мы сами -- это всегда познающий, никогда не
познаваемое -- так как вы можете его, этого познающего, познать?
Вы не можете так уменьшить, сократить его, чтобы свести его к
объекту.
Я могу видеть вас. Как я могу видеть себя? Кто в таком случае
будет видящий и кто будет видимым? Нет, самого себя невозможно
познать таким же образом, как мы познаем все остальное.
Самопознание, познание себя -- невозможно в обычном смысле, ибо
при этом знающий всегда трансцендирует, всегда выходит за рамки.
Что бы он ни знал, это не то. Упанишады говорят:
нети-нети(netineti)