-- политика; все -- политика, даже любовь -- это
политика. Короли, королевы никогда не вступали в брак с
обычными, простыми людьми. Почему? Это часть их политики. Короли
женятся на принцессах, на особах королевской крови, а цель этого
-- чтобы дела королевства шли как можно лучше. Два королевства
породнились, теперь они станут дружественны и не будет вражды.
Так кто же женился, кто выходил замуж?
В Индии, в старые времена, король мог иметь много жен, сотни,
даже тысячи. Это было частью политики: женившись на дочери
всякого, кто имел хоть какую-то власть, он мог создать сеть
взаимоотношений власти. Те, на чьих дочерях вы женились,
становились вашими друзьями, они начинали вам помогать.
Во времена Будды Индия состояла из пары тысяч королевств,
поэтому самым удачливым королем можно было считать того, у кого
было две тысячи жен, по жене от каждого королевства. Тогда он
мог жить в мире, потому что у него не было врагов. Так вся
страна становилась похожей на семью. Но как может среди подобных
интересов существовать любовь? Любовь никогда не думает о
последствиях, никогда не стремится к результатам. Она
самодостаточна.
Безукоризненное поведение не отягощено заботами.
Совершенная мудрость неспланирована.
Мудрец живет от случая к случаю, никогда не планируя. Планы
строят только невежественные люди, а когда планируют
невежественные, то что они могут спланировать? Они планируют,
исходя из своего невежества. Право, незапланированными они были
бы лучше, потому что из невежества рождается лишь невежество; из
путаницы, беспорядка рождается только еще больший беспорядок.
Мудрец живет от случая к случаю, планов у него нет. Его жизнь
просто свободна, как плывущее в небе облако, не стремящееся ни к
какой цели, неопределенное. У него нет планов на будущее, жизнь
его не расписана, он движется без карты; ибо истинна не цель,
истинна -- красота движения. Истинно не достижение, истинно --
путешествие. Помните, что истинным является лишь путешествие,
само странствование. Оно так прекрасно, зачем же беспокоиться о
цели? Если вы слишком озабочены целью, вы утратите путешествие;
а это путешествие и есть жизнь -- цель может быть лишь смертью.
Это путешествие и есть жизнь, и путешествие это бесконечно. Вы
были в пути, в движении с самого начала -- если было какое-то
начало. Те, кто знает, говорят, что начала вообще не было, так
что вы пути без начала, и вы будете в пути без конца -- но если
вы целенаправлены, то вы этот путь, это движение утрачиваете.
Все на свете -- это путешествие, тропа, бесконечная тропа,
никогда не начинающаяся, никогда не заканчивающаяся. Цели в
действительности нет -- цель придумана хитрым умом. Куда
движется все это существование, все это творение? Куда? Никуда
оно не направляется. Оно просто происходит, и движение это столь
прекрасно; именно поэтому существование неотягощено. Нет плана,
нет цели, нет намерения. Это не бизнес, это игра,
лила(leela). Каждый момент сам по себе -- цель.
Совершенная мудрость неспланирована.
Истинная любовь не нуждается в доказательствах.
Доказывать приходится при отсутствии любви. И чем меньше любви,
тем больше вы доказываете, демонстрируете -- когда она есть,
никакие доказательства не нужны. Когда бы муж ни явился домой с
подарком жене, она будет уверена, что что-то тут не так. Он,
должно быть, перешел границы дозволенного, он наверняка
встречался с другой. И теперь это -- извинение, своего рода
оправдание, это замена; в то время как любовь -- это такой
подарок, что никаких других подарков не надо. Любовь не
исключает подарков, нет, но любовь сама по себе -- это самый
большой подарок. Что еще вы можете подарить? Что может быть
больше?
Но когда бы муж ни почувствовал, что дома что-то не так, что
жена что-то подозревает, ему приходится это исправлять. Все
должно быть вновь расставлено по местам, уравновешено. И тут
возникает проблема -- женщины так интуитивны, что сразу все
понимают, ваш подарок не может их обмануть. Их невозможно этим
обмануть; женщины все еще живут своей интуицией, своим
нелогичным умом. Они немедленно вскидываются. Они поймут, что
что-то не так, -- иначе почему вдруг этот подарок?
Когда вы начинаете доказывать, демонстрировать -- вы доказываете
свою внутреннюю бедность. Если ваша саньяса становится
демонстрацией, то вы не саньясин. Если ваша медитация
превращается в доказательство, то вы не медитируете, потому что
настоящее, истинное испускает такой свет, что нет нужды его
демонстрировать