ОШО

Пустая лодка. Беседы по высказываниям Чжуан Цзы (Ч

глаза на некоторые факты, которые ему

мешают. Рано или поздно эти мешающие факты выплывут наружу,

извергнутся, пересилят вас, и вы двинетесь к противоположному. А

это противоположное не где-то там, в весьма отдаленном месте, не

на какой-то звезде; это противоположное скрыто позади вас, в

вас, в вашем уме, в самой работе ума, в механизме работы ума.

Когда вы сможете это понять, то вы остановитесь в середине.

Если вы способны разглядеть: 'Я люблю и я ненавижу', внезапно и

то, и другое исчезает, ибо вместе в сознании оба они

существовать не могут. Вам необходимо создать разделение,

барьер: одно должно существовать в подсознании, а другое должно

существовать в сознании. Оба не могут пребывать в сознании, они

будут отрицать друг друга. Любовь уничтожит ненависть, ненависть

уничтожит любовь; они уравновесят друг друга, -- и просто

исчезнут. Одинаковые количества ненависти и любви будут отрицать

друг друга. Внезапно они испарятся -- вы будете, но не будет ни

любви, ни ненависти. Вот тогда вы уравновешены.

Когда вы уравновешены, ум отсутствует -- теперь вы цельны. Когда

вы цельны, вы святы, но ума нет. Таким образом, медитация -- это

состояние не-ума. Через ум она недостижима. Через ум, что бы вы

ни делали, ее не достигнуть. Тогда чем же вы занимаетесь, когда

медитируете?

Из-за того, что вы устроили себе такую напряженную жизнь, вы

теперь занимаетесь медитацией. Но это -- противоположность

напряжению, а не настоящая медитация. Вы настолько напряжены,

что медитация стала привлекательной. Именно поэтому медитация

привлекает людей больше на Западе, чем на Востоке -- потому что

напряжения на Западе больше. Восток все еще расслаблен, люди не

так перенапряжены, они не так легко сходят с ума, они не так

легко совершают самоубийство. Они не так полны насилия, не так

агрессивны, не так напуганы, у них нет такого количества страхов

-- нет, они не настолько напряжены. Они не живут в такой

безумной скорости, где ничто не накапливается, кроме напряжения.

Поэтому когда Махеш Йоги приезжает в Индию, никто его не

слушает. Но в Америке люди сходят по нему с ума. Когда

напряжение настолько сильно, медитация начинает привлекать. Но с

этой привлекательностью вы снова попадаете в ту же самую

западню. Это не настоящая медитация, это снова уловка. Вы

медитируете несколько дней, вы расслабляетесь; а когда вы стали

расслаблены, необходимость в активности, в деятельности

возникает снова, и ум начинает подумывать о занятии чем-нибудь,

о движении, о напряженной деятельности. Медитация вам наскучила.

Люди приходят ко мне и жалуются: 'Мы медитировали несколько

дней, а потом это наскучило, потом уже не было так здорово'.

Совсем недавно ко мне пришла одна девушка и сказала: 'Медитация

перестала доставлять мне наслаждение, что мне делать?'

Теперь ум ищет чего-то другого, теперь он уже получил достаточно

от медитации. Теперь, когда эта девушка спокойна и расслаблена,

ум требует большего напряжения -- он стремится заполучить

что-нибудь, что нарушило бы покой. Когда она говорит, что теперь

в медитации нет прелести, она имеет в виду, что теперь, когда

напряжение спало, то как медитация может доставлять

удовольствие? Ей придется снова качнуться к напряжению, чтобы

медитация вновь обрела привлекательность.

Взгляните на абсурдность ума: вам приходится уходить далеко,

чтобы подойти поближе, вам приходится стать напряженным, чтобы

быть медитативным. Но тогда это не медитация, тогда это снова

уловка того же самого ума; та же самая игра продолжается на

новом уровне.

Когда я говорю 'медитация', я имею в виду выход за пределы этой

игры полярных противоположностей; отбрасывание всей игры,

видение, понимание абсурдности ее и ее трансценденция. Само

осознание ее становится трансценденцией.

Ум будет заставлять вас двигаться к противоположному -- не

делайте этого. Остановитесь посередине и увидьте, что все это

всегда было уловкой ума. Именно так ум господствовал над вами --

через противоположное. Вы ощутили это?

После того, как вы позанимались любовью с женщиной, вы начинаете

подумывать о брахмачарье, и брахмачарья в тот момент так

соблазнительно очаровательна, что вы уверены: нет ничего

другого, достойного внимания. Вы чувствуете себя расстроенным,

обманутым, вы чувствуете, что нет ничего в этом сексе, что

только брахмачарья несет блаженство. Но через двадцать четыре

часа секс снова становится важным, значительным, и снова вам

приходится заниматься им.

Что делает ум? После сексуального