ОШО

Пустая лодка. Беседы по высказываниям Чжуан Цзы (Ч

ум --

исследователь, сама же она -- исследуемое. Впервые многоножка

стала двумя. Она всегда жила и ходила, и жизнь ее была цельна;

не было исследователя, сто'ящего, глядя на самое себя, она

никогда не была разделенной, раздвоенной, она была собранным в

одно целое, интегрированным существом. Теперь, первый раз в ее

жизни, возникло разделение. Она смотрела на саму себя,

раздумывая. Она стала субъектом и объектом, она стала двумя, и

затем попыталась пойти. Это оказалось трудно, почти невозможно.

Она упала наземь -- потому что как вы управитесь с сотней ног?

Лиса рассмеялась и заявила: 'Я знала, что это трудно, я знала

это заранее'.

Многоножка заплакала. Со слезами на глазах она воскликнула: 'Это

никогда раньше не было трудно, но ты придумала проблему. Теперь

я никогда не смогу снова ходить'.

Ум пришел в действие; он появляется тогда, когда вы разделены.

Ум кормится разделением. Поэтому Кришнамурти не устает

повторять, что, если наблюдатель стал наблюдаемым, вы -- в

медитации.

С многоножкой произошло противоположное. Целостность была

потеряна, она стала двумя: наблюдатель и наблюдаемое,

разделенные; субъект и объект, мыслящий и мысль. Тогда все

разрушилось, тогда блаженство было утеряно и поток застыл. А

потом он замерз.

Когда бы ни появлялся ум, он действует как контролирующая сила,

управляющий. Он не хозяин, он -- управляющий. И вы не сможете

добраться до хозяина, пока не отодвинете управляющего в сторону.

Управляющий не даст вам попасть к хозяину, управляющий всегда

будет стоять, управляя, в дверном проеме. А все управляющие --

это одно лишь расстройство управления -- ум проделал такую

гигантскую работу по расстройству всего того, чем он брался

управлять!

Бедная многоножка! Она всегда была счастлива. У нее вообще не

было проблем. Она жила, двигалась, любила все безо всяких

проблем, потому что не было ума. Ум появился с проблемой, с

вопросом, с исследованием. А вокруг вас полно лис. Будьте

осторожны с ними -- философы, теологи, логики, профессора, все

они вокруг вас -- лисы. Они задают вам вопросы и порождают хаос.

Мастер Чжуан Цзы, Лао Цзы, сказал: 'Когда не было ни единого

философа, все было решено, не было вопросов, и доступны были все

ответы. Когда появились философы, возникли вопросы, а ответы

пропали. Когда появляется вопрос, ответ скрывается очень-очень

далеко. Что бы вы ни спрашивали, вы никогда не получите ответа,

но потом, когда вы перестаете задавать вопросы, вы

обнаруживаете, что ответ был здесь все время.

Я не знаю, что стало с этой многоножкой. Если она оказалась так

же глупа, как и человеческие существа, то она должна быть

где-нибудь в больнице, искалеченная, парализованная навечно. Но

я не думаю, что многоножки настолько глупы. Она, скорее всего,

выбросила этот вопрос из головы. Она, надо полагать, сказала

лисе: 'Прибереги свои вопросы для себя, а я буду просто ходить'.

Она, вероятнее всего, поняла, что разделенной ей жить не

удастся, потому что разделение несет смерть. Неразделенные, вы

-- это жизнь; разделенные, вы становитесь мертвы -- чем

разделеннее, тем мертвее.

Что такое блаженство? Блаженство -- это чувство, приходящее к

вам, когда наблюдатель стал наблюдаемым, блаженство -- это

чувство, приходящее к вам, когда вы в гармонии, а не разбиты на

фрагменты, на составляющие; едины, не разбросаны, не разделены.

Чувство, которое не есть нечто, приходящее извне. Оно --

мелодия, рождающаяся из вашей внутренней гармонизации.

Чжуан Цзы говорит:

Человек, познавший Дао, действует без помех...

Он не разделен -- так что же может ему мешать? Что в нем может

действовать, как помеха? Он одинок, он движется в своей

цельности. Это движение в цельности -- величайшая красота, какая

только может быть, величайшая из возможных. Иногда у вас

случаются проблески ее. Иногда, когда вам случается оказаться

совершенно целостным, когда ум ваш выключается, бывают эти

проблески.

Всходит солнце... внезапно: вы смотрите, а наблюдателя нет.

Солнца нет и вас нет, нет наблюдателя и нет наблюдаемого. Просто

всходит солнце, но вашего ума, занимающегося управлением, нет.

Но вы не замечаете этого и произносите: 'Солнце так прекрасно!'

В тот момент, когда вы говорите это, блаженство утеряно. Теперь

блаженства нет, оно уже стало прошлым, оно уже ушло.

Внезапно вы видите солнечный восход, но видящего нет; видящий

еще не существует, все это еще не оформилось, не облеклось в

мысль. Вы не рассмотрели, вы не проанализировали, вы не

пронаблюдали.