я был ребенком,
ловящим рыбу в озере, в небе всегда летали самолеты, пролетали
над моей головой, и я мечтал о том дне, когда я смогу и сам
стать пилотом и смогу управлять самолетом. Это было моей
единственной мечтой. Теперь она исполнилась, и что за несчастье!
Теперь я каждый раз смотрю вниз на это озеро и думаю о том
времени, когда я уйду на пенсию и снова отправлюсь ловить рыбу.
Мое озеро так прекрасно...'
Вот так и происходит. Это то, что происходит с вами. В детстве
вы страстно желаете немедленно вырасти. Старые люди мудры, и
ребенок чувствует: что бы он ни делал, он все всегда делает
неправильно. А потом спросите старого человека -- он всегда
считает, что, когда было утрачено детство, было потеряно все;
рай остался там, в детстве. И все старые люди умирают, думая о
детстве, о невинности, о красоте, о стране мечтаний.
Что бы вы ни имели, все это выглядит ненужным, но все то, чего у
вас нет, смотрится крайне полезным. Помните это, ибо иначе
медитация у вас не может получиться, потому что медитация
означает это понимание: ума, работы ума, самого процесса
мышления.
Ум диалектичен, он заставляет вас снова и снова двигаться к
противоположному. И это бесконечный процесс, он никогда не
заканчивается, пока вы вдруг не выпадаете из него, пока вы вдруг
не пробуждаетесь от этой игры, пока вы вдруг не осознаете этот
трюк ума, и вы останавливаетесь, замираете посередине.
Остановка посередине и есть медитация.
В-третьих: из-за того, что ум состоит из полярностей,
противоположностей, вы никогда не цельны, не целостны. Ум не
может быть целым; он всегда половинчат, неполон. Замечали ли вы,
что, когда вы кого-нибудь любите, то подавляете свою ненависть?
Любовь не тотальна, она не целостна; прямо за нею прячутся
темные силы и они могут извергнуться в любой момент. Вы живете
на вулкане.
Когда вы кого-нибудь любите, вы просто забываете, что в вас есть
гнев, что в вас есть ненависть, что в вас есть ревность. Вы
просто отбрасываете их, словно их никогда не существовало. Но
как вы можете их отбросить? Вы можете их просто спрятать в
подсознании. Прямо на поверхности вы можете стать любящим, а
глубоко внизу спрятан весь этот невероятный гам. Рано или поздно
вам это осточертеет, любимый станет просто обычным -- обычным
источником раздражения.
Говорят, что близкие отношения рождают презрение, но не они
порождают презрение -- близость лишь делает так, что вам
становиться скучно; презрение же существовало всегда, скрытое.
Оно лишь вырывается наружу, оно ожидало подходящего момента;
семена его были с самого начала.
Ум всегда содержит в себе противоположное, и это противоположное
скрывается в подсознании и только ждет момента, чтобы выбраться
наружу. Если вы будете поминутно за собой наблюдать, то вы
будете замечать это постоянно. Когда вы говорите кому-нибудь: 'Я
тебя люблю', закройте глаза, погрузитесь ненадолго в медитацию и
почувствуйте -- а нет ли в вас какой-нибудь скрытой ненависти?
Вы ощутите ее. Но поскольку вы хотите обмануть себя, поскольку
правда так безобразна -- правда о том, что вы ненавидите того,
кого любите, -- то вы не желаете взглянуть ей в лицо. Вы
предпочитаете сбежать от реальности, поэтому вы прячете эту
правду. Но прятание здесь не поможет. Ибо вы обманываете не
кого-то другого, вы обманываете себя.
Поэтому, когда бы вы ни почувствовали что-нибудь, просто
закройте глаза и углубитесь в себя, чтобы найти это
противоположное. Оно там есть. И, если вы сумеете разглядеть
его, это придаст вам равновесие; тогда вы уже не скажете: 'Я
люблю тебя'. Если вы правдивы, то вы скажете: 'Мое отношение к
тебе -- это смесь любви и ненависти'.
Любое отношение -- это отношение любовь/ненависть. Нет чистой
любви, и нет чистой ненависти. Это и то, и другое -- и любовь, и
ненависть. Если вы правдивы, то вам будет трудно. Если вы
скажете девушке: 'Мое отношение к тебе -- это отношение и того,
и другого, любви и ненависти. Я люблю тебя так, как никогда
никого не любил, и я ненавижу тебя так, как никогда никого не
ненавидел', то вам будет нелегко жениться, пока вы не найдете
медитативную девушку, которая сможет понять действительность;
пока вы не найдете друга, который сможет понять сложность ума.
Ум -- не простой механизм, он -- сама сложность, и с помощью
ума, идя по пути ума, вы никогда не сможете стать просты; потому
что ум продолжает рождать иллюзии, обманывать вас. Быть
медитативным значит осознавать тот факт, что ум что-то прячет от
вас, что вы закрываете