глаза на некоторые факты, которые ему
мешают. Рано или поздно эти мешающие факты выплывут наружу,
извергнутся, пересилят вас, и вы двинетесь к противоположному. А
это противоположное не где-то там, в весьма отдаленном месте, не
на какой-то звезде; это противоположное скрыто позади вас, в
вас, в вашем уме, в самой работе ума, в механизме работы ума.
Когда вы сможете это понять, то вы остановитесь в середине.
Если вы способны разглядеть: 'Я люблю и я ненавижу', внезапно и
то, и другое исчезает, ибо вместе в сознании оба они
существовать не могут. Вам необходимо создать разделение,
барьер: одно должно существовать в подсознании, а другое должно
существовать в сознании. Оба не могут пребывать в сознании, они
будут отрицать друг друга. Любовь уничтожит ненависть, ненависть
уничтожит любовь; они уравновесят друг друга, -- и просто
исчезнут. Одинаковые количества ненависти и любви будут отрицать
друг друга. Внезапно они испарятся -- вы будете, но не будет ни
любви, ни ненависти. Вот тогда вы уравновешены.
Когда вы уравновешены, ум отсутствует -- теперь вы цельны. Когда
вы цельны, вы святы, но ума нет. Таким образом, медитация -- это
состояние не-ума. Через ум она недостижима. Через ум, что бы вы
ни делали, ее не достигнуть. Тогда чем же вы занимаетесь, когда
медитируете?
Из-за того, что вы устроили себе такую напряженную жизнь, вы
теперь занимаетесь медитацией. Но это -- противоположность
напряжению, а не настоящая медитация. Вы настолько напряжены,
что медитация стала привлекательной. Именно поэтому медитация
привлекает людей больше на Западе, чем на Востоке -- потому что
напряжения на Западе больше. Восток все еще расслаблен, люди не
так перенапряжены, они не так легко сходят с ума, они не так
легко совершают самоубийство. Они не так полны насилия, не так
агрессивны, не так напуганы, у них нет такого количества страхов
-- нет, они не настолько напряжены. Они не живут в такой
безумной скорости, где ничто не накапливается, кроме напряжения.
Поэтому когда Махеш Йоги приезжает в Индию, никто его не
слушает. Но в Америке люди сходят по нему с ума. Когда
напряжение настолько сильно, медитация начинает привлекать. Но с
этой привлекательностью вы снова попадаете в ту же самую
западню. Это не настоящая медитация, это снова уловка. Вы
медитируете несколько дней, вы расслабляетесь; а когда вы стали
расслаблены, необходимость в активности, в деятельности
возникает снова, и ум начинает подумывать о занятии чем-нибудь,
о движении, о напряженной деятельности. Медитация вам наскучила.
Люди приходят ко мне и жалуются: 'Мы медитировали несколько
дней, а потом это наскучило, потом уже не было так здорово'.
Совсем недавно ко мне пришла одна девушка и сказала: 'Медитация
перестала доставлять мне наслаждение, что мне делать?'
Теперь ум ищет чего-то другого, теперь он уже получил достаточно
от медитации. Теперь, когда эта девушка спокойна и расслаблена,
ум требует большего напряжения -- он стремится заполучить
что-нибудь, что нарушило бы покой. Когда она говорит, что теперь
в медитации нет прелести, она имеет в виду, что теперь, когда
напряжение спало, то как медитация может доставлять
удовольствие? Ей придется снова качнуться к напряжению, чтобы
медитация вновь обрела привлекательность.
Взгляните на абсурдность ума: вам приходится уходить далеко,
чтобы подойти поближе, вам приходится стать напряженным, чтобы
быть медитативным. Но тогда это не медитация, тогда это снова
уловка того же самого ума; та же самая игра продолжается на
новом уровне.
Когда я говорю 'медитация', я имею в виду выход за пределы этой
игры полярных противоположностей; отбрасывание всей игры,
видение, понимание абсурдности ее и ее трансценденция. Само
осознание ее становится трансценденцией.
Ум будет заставлять вас двигаться к противоположному -- не
делайте этого. Остановитесь посередине и увидьте, что все это
всегда было уловкой ума. Именно так ум господствовал над вами --
через противоположное. Вы ощутили это?
После того, как вы позанимались любовью с женщиной, вы начинаете
подумывать о брахмачарье, и брахмачарья в тот момент так
соблазнительно очаровательна, что вы уверены: нет ничего
другого, достойного внимания. Вы чувствуете себя расстроенным,
обманутым, вы чувствуете, что нет ничего в этом сексе, что
только брахмачарья несет блаженство. Но через двадцать четыре
часа секс снова становится важным, значительным, и снова вам
приходится заниматься им.
Что делает ум? После сексуального