Прямое дерево срубят первым,
вешние ручьи раньше всех пересохнут.
Если ты желаешь преумножить свою мудрость
и устыдить невежество,
приобрести репутацию и затмить других,
то свет будет сиять вокруг тебя,
будто ты поглотил луну и солнце --
и не миновать тебе беды.
Мудрец заметил:
'Довольный собой
трудился зря.
Достижение -- начало неудачи,
слава -- начало позора'.
Кто способен, отказавшись от славы и достижений,
спуститься затем и затеряться
средь человеческих толп?
Тот будет плыть, как Дао, невидим,
ходить свободно повсюду, словно сама жизнь,
без имени и без дома.
Тот прост, неприметен.
С какой стороны ни глянь -- дурак.
За ним не остается следов. Он не обладает властью.
Он ничего не достигает, слава минует его.
Поскольку он не судит,
не судят и его.
Таков совершенный человек --
его лодка пуста.
ГРЕНКИ ПОДГОРЕЛИ
Вы пришли ко мне. Вы сделали опасный шаг. Это рискованно, потому
что рядом со мною вы можете потеряться навсегда. Подойти ближе
может означать только смерть, и ничто иное. Я похож на бездну.
Подойдите поближе -- и вы сорветесь в меня. Вам был зов к этому.
Вы услышали, и вы пришли.
Знайте, через меня вы ничего не достигнете. Через меня вы можете
только все потерять -- потому что, пока вы не потеряете этого
всего, божественное не сможет зародиться в вас; пока вы
полностью не исчезли, ничего ст'оящего не получится. Вы --
преграда.
И вы так полны, так упрямо полны, вы настолько переполнены
собою, что ничто не может проникнуть в вас. Ваши двери закрыты.
Когда вы пропадаете, когда вас нет, они открываются. И тогда вы
становитесь похожи на бескрайнее, бесконечное небо.
Это -- ваша природа. Это -- Дао.
Прежде чем мы начнем разговор о прекрасной притче Пустой Лодки
Чжуан Цзы, я хотел бы рассказать вам другую историю историю,
потому что она будет задавать направление деятельности
медитационного лагеря, в который вы вступаете.
Рассказывают, что однажды, давным-давно, в какой-то далекой
стране, сошел с ума принц. Король был вне себя от отчаяния --
принц, его единственный сын, единственный наследник королевства!
Были призваны все волшебники, колдуны, были созваны лекари, было
сделано все возможное, но все это было напрасно. Никто не мог
помочь молодому принцу, тот оставался безумен.
В день, когда он сошел с ума, он сбросил с себя всю одежду и,
оставшись голым, залез под большой стол и заявил, что будет
теперь жить там. Он считал, что он стал петухом. В конце концов
королю пришлось смириться с тем фактом, что принца вылечить не
удастся, что он безумен, и ничего с этим не поделать; все
специалисты потерпели поражение.
Но в один прекрасный день надежда возродилась вновь. Мудрец --
Суфий, мистик -- постучался в дворцовые двери и предложил:
'Давайте, я вылечу вашего принца'.
Правда, король заподозрил неладное, потому что этот человек и
сам смахивал на безумца, пожалуй, даже еще безумнее принца. Но
мистик заявил: 'Только я могу вылечить его. Чтобы излечить
сумасшедшего, нужен еще больший сумасшедший. А все эти ваши
великие деятели, эти ваши твои маги, ваши светила медицины, --
все они потерпели неудачу, потому что им неведомы азы
сумасшествия. Они никогда не вставали на этот путь'.
Это показалось логичным, и король подумал: 'Хуже уже не будет,
так чего ж не попытаться?' Итак, мудрецу предоставили такую
возможность.
В тот же момент, как король произнес: 'Ладно, попробуй', -- этот
мистик скинул свою одежду, запрыгнул под стол и кукарекнул
петухом.
Принц удивился и спросил: 'Ты кто? И что это ты кукарекаешь?'
'Я петух, и, кстати, поопытнее тебя. -- ответил старец. -- Ты --
ничто, ты всего лишь новичок, в лучшем случае -- ученик'.
'Ну, тогда то, что ты петух -- это нормально, но выглядишь ты,
как человек', -- сказал принц.
Старец заметил: 'Не обращай внимания на внешность, посмотри на
мой дух, загляни мне в душу. Я такой же петух, как и ты'.
Они подружились. Они поклялись всегда жить вместе и всегда
противостоять всему этому миру, недолюбливающему петухов.
Прошло несколько дней. Однажды старец внезапно стал одеваться.
Он надел рубаху. 'Что ты делаешь, -- поразился принц. -- ты что,
спятил: петух пытается надеть человечье платье?'
Старец возразил: 'Я намерен всего лишь обмануть этих дураков,
называющих себя человеческими существами. И запомни: одет я или
нет, это ничего не меняет. Моя петушиность всегда при мне, никто
не