ОШО

Пустая лодка. Беседы по высказываниям Чжуан Цзы (Ч

мире, и вы найдете там все великие

личности истории, все еще живущие!

В то время, когда Пандит Джавахарлал Неру был жив, по меньшей

мере дюжина людей в Индии верила, что они -- Пандит Джавахарлал

Неру. Однажды он отправился в сумасшедший дом, чтобы

торжественно открыть новое отделение. А власти этого

сумасшедшего дома устроили так, что он должен был выпустить

нескольких пациентов, потому что теперь те стали здоровыми и

нормальными. К нему подвели и представили первого человека, и

Неру тоже представился бывшему сумасшедшему: 'Я -- Пандит

Джавахарлал Неру, премьер-министр Индии'.

Тот сумасшедший рассмеялся и ответил: 'Не волнуйся. Побудь тут

три года, и ты станешь таким же нормальным, как и я. Три года

назад, когда я попал впервые в этот сумасшедший дом, я верил,

что я -- Пандит Джавахарлал Неру, премьер-министр Индии. Но меня

совершенно вылечили, так что не волнуйся'.

Такие случаи нередки. Ллойд Джордж был премьер-министром Англии.

Во время войны с шести часов вечера начинался комендантский час,

затемнение, и всем запрещалось покидать свои дома. Все движение

останавливалось, пользоваться светом было запрещено, и каждый

должен был где-либо укрыться. Ллойд Джордж, гуляя как-то

вечером, совершенно позабыл об этом.

Вдруг завыла сирена. Наступило шесть часов вечера, а его дом был

в нескольких милях. Поэтому он постучался в ближайшую дверь и

обратился к человеку, открывшему ему: 'Позвольте мне

переночевать здесь; а то меня задержит полиция. Я Ллойд Джордж,

премьер-министр'.

Открывший схватил его и рассмеялся: 'Заходи. Ты попал как раз по

адресу. У нас уже три Ллойда Джорджа!' То был сумасшедший дом.

Ллойд Джордж пытался убедить того человека, что он настоящий. Но

санитар был неумолим: 'Все вы так говорите, так что не трать

времени, давай проходи внутрь, пока я тебе не двинул'.

И Ллойду Джорджу пришлось промолчать всю ночь, иначе его

действительно могли побить. Чем он мог их убедить? Там было уже

три Ллойда Джорджа, кроме него, и все они пытались доказать, что

они настоящие.

Один способ -- это сойти с ума -- вы внезапно провозглашаете,

что вы превосходящий, самый высший. Другой способ -- удариться в

политику. Одно из двух: или сойти с ума, или заняться политикой.

С помощью политики вы не можете внезапно провозгласить -- вам

необходимо доказать, что вы действительно премьер-министр или

президент. Так что это длинная дорога в обход. Безумие -- это

путь напрямик к важности; политика -- это долгая дорога. Но они

достигают одной и той же цели.

И если этому миру суждено стать психически здоровым, нормальным

миром, тогда нужно излечить эти два типа людей: сумасшедших и

политиков. И те, и другие больны. Один пошел длинным окружным

путем, другой ломится напрямик. И хорошенько запомните, что

сумасшедший менее вреден, нежели политик, потому что он лишь

провозглашает свое превосходство, он не беспокоится о том, чтобы

доказывать это; политик занимается тем, что доказывает -- а

доказательство всегда обходится дорого.

Что пытался доказать Гитлер? Что он самый высший, самый

превосходный ариец. Для мира было бы лучше, если бы он сошел с

ума, пошел по короткому пути; тогда не было бы второй мировой

войны.

Политики гораздо опаснее, поскольку они -- сумасшедшие с

доказательствами. Они -- сумасшедшие трудолюбивые, деятельные,

устремленные, достигающие цели лишь ради сокрытия в себе

неполноценности, второсортности. Если кто-то ощущает свою

неполноценность, ему необходимо доказать или просто внушить себе

в веру в то, что он полноценен. Вы не можете быть религиозным,

если вы безумны. Не так безумны, как безумен Святой Франциск --

то безумие исходит из экстаза, это же безумие происходит от

неполноценности. Безумие Святого Франциска или Чжуан Цзы

происходит от высшего, рождается из сердца, исходит из

истинного, первичного источника. А это, другое, безумие

происходит от эго. Душа -- это всегда высшее, а эго -- всегда

низшее, неполноценное.

Таким образом эгоисту приходится стать политиком так или иначе

-- какую бы профессию он ни избрал, с помощью нее он станет

политиком.

Что я имею в виду под словом 'политика'? Я имею в виду конфликт

между несколькими эго, борьбу за выживание. Когда ваше эго и мое

эго конфликтуют, тогда мы -- политики. Когда у меня нет

конфликта ни с чьим эго, тогда я религиозный человек. Когда я не

пытаюсь, не стремлюсь быть высшим, тогда я -- высший. Но это

превосходство -- не противоположность неполноценности, это

отсутствие чувства неполноценности.