ОШО

Пустая лодка. Беседы по высказываниям Чжуан Цзы (Ч

Вы можете понаблюдать за этим в своей собственной жизни.

Это не теория, это простой факт из опыта каждого -- вы даете

объяснения только тогда, когда хотите что-нибудь скрыть.

Правда не нуждается в объяснениях. Чем больше вы лжете, тем

больше нужно и объяснений. Такое количество писаний существует

лишь потому, что человек очень много лгал, и, чтобы скрыть это

вранье, потребовалась масса объяснений. Вам приходится давать

объяснение, потом это объяснение потребует дальнейшего

объяснения, и еще, и еще... Это бесконечный регресс. И даже с

последним объяснением ничто не объяснено, основная ложь остается

ложью -- вы не можете обратить ложь в истину всего лишь ее

объяснением. Ничего нельзя объяснить с помощью объяснений. Вы

можете думать что угодно, но это так.

Однажды Мулла Насреддин собирался впервые лететь на самолете, и

ему было очень страшно, но он старался, чтобы никто этого не

заметил. Так бывает с каждым, кто летит впервые; все стараются

ничем не выдать своего страха. Он старался вести себя беспечно,

поэтому он шел очень храбро. Эта бравада была объяснением: 'Я

всегда путешествую самолетом'. Затем он уселся на свое место и

захотел сказать что-нибудь, просто чтобы успокоиться, потому что

когда вы начинаете разговаривать, вы храбреете; благодаря

разговору страх меньше ощущается.

Поэтому Насреддин заговорил с пассажиром, сидевшим рядом. Он

взглянул в окно и заметил: 'Смотрите, что за невообразимая

высота! Люди кажутся муравьями'.

'Сэр, мы еще не взлетели, -- ответил его сосед. -- Это _и

есть_ муравьи'.

Объяснения не могут ничего скрыть. Более того, они, напротив,

выдают. Если вы способны видеть, если у вас есть глаза, то

никакие объяснения не нужны. Было бы лучше, если бы вы

помолчали. Но не пытайтесь сделать из молчания объяснение. Как

от объяснения, от него пользы не будет. Ваше молчание будет

выдавать вас, и ваши слова будут выдавать -- лучше не быть

лжецом! Тогда вам не нужно давать объяснений. Лучше быть

правдивым; самое простое -- быть истинным и подлинным, быть

самим собой. Если вы боитесь, то лучше сказать: 'Я боюсь', -- и,

лишь только вы примете это, признаете этот факт, как ваш страх

пропадет.

Принятие -- это поистине чудо. Когда вы соглашаетесь с тем, что

вам страшно, и говорите: 'Это мое первое путешествие', -- вдруг

вы чувствуете перемену, изменение в вас. Основной страх -- это

не страх, основной страх -- это страх самого страха: 'Я не хочу,

чтобы кто-нибудь знал о том, что мне страшно, я не хочу, чтобы

кто-нибудь догадался, что я трус'. Но в неизвестной, новой

ситуации каждый трусит, а быть храбрым в новой ситуации просто

глупо. Быть трусливым означает только одно: ситуация настолько

нова, необычна, что ваш ум не может предложить вам никаких

ответов на нее, прошлое не может ничего посоветовать -- и

поэтому вы дрожите. Но это же хорошо! Зачем пытаться получить

ответ из ума? Дрожите себе, и предоставьте ответу возникнуть из

вашего истинного сознания. Вы чувствительны, восприимчивы -- вот

и все; не убивайте эту чувствительность объяснениями.

В следующий раз, когда вы попытаетесь дать объяснение,

осознайте, проследите, что вы делаете. Вы пытаетесь что-то

скрыть, пытаетесь что-то оправдать? Это не поможет вам ни от

чего отделаться.

Один нувориш отправился на пляж, самый дорогой, самый

изысканный, и он безумно сорил деньгами, чтобы покрасоваться

перед окружающими. А на следующий день, во время купания,

утонула его жена. Ее вытащили на берег, собралась толпа, и он

спросил: 'Что же теперь делать?'

'Сейчас сделаем вашей жене искусственное дыхание', -- ответили

ему.

'_Искусственное_ дыхание? -- воскликнул он. -- Ну уж нет,

сделайте ей настоящее. Я заплачу'.

Что бы вы ни делали, что бы вы ни не делали, что бы вы ни

говорили, что бы вы ни не говорили -- все выдает вас. Повсюду

вас окружают зеркала. Каждый другой -- это зеркало, каждая

ситуация -- это зеркало; и кого, как вы думаете, вы обманываете?

Если обман войдет в привычку, в конечном счете вы будете

обманывать только себя, и никого другого. Именно свою жизнь вы

растрачиваете на обманы.

Чжуан Цзы говорит: 'Объяснения показывают, что вы не правдивы,

не истинны, вы не подлинны'.

Если старший брат

наступает на ногу младшему брату,

он говорит: 'Извини', --

и все.

Два брата... когда отношения более интимные, когда вы близки,

другой -- уже не чужой. Тогда объяснений не надо, брат просто

извиняется. Он принимает вину. 'Я был бессознателен', -- говорит

он.