директор, -- но не смог ее добиться, -- и попал сюда'.
Затем они прошли в другую палату. В ней находился человек,
плевавшийся в женский портрет. 'А что случилось с этим
человеком? -- спросил король. -- Похоже, он тоже имел дело с
женщиной'.
Директор объяснил: 'Да, с той же самой. Этот человек тоже
влюбился в нее, но он ее добился. И поэтому он здесь'.
Если вы получаете то, чего хотите, вы сходите с ума; если вы не
получаете того, что хотите, вы сходите с ума. В итоге -- одно и
то же. Что бы вы ни делали, вы будете об этом сожалеть. Фрагмент
никогда не может быть полным. Целое столь велико, а фрагмент
настолько мал, что вы не можете вывести целое из фрагмента. И,
если вы полагаетесь, рассчитываете на фрагмент и соответственно
с этим принимаете решения в вашей жизни, вы всегда будете
обнаруживать, что все ваши усилия пропали втуне. Вся ваша жизнь
будет потрачена зря.
Так что же нам делать? Что Чжуан Цзы хочет, чтобы мы сделали? Он
хочет, чтобы мы не были разделены, фрагментарны -- он хочет,
чтобы мы были полными, целостными. Но не забывайте, что вы
можете разглядеть результат лишь тогда, когда _вы_ полны,
_вы_ цельны, ибо только подобное может познать подобное.
Как вы можете распознать целое, итог, если вы фрагментарны? Если
вы разделены, раздроблены на части, целое не отразится в вас.
Когда я говорю о медитации, я имею в виду ум, который больше не
разделен, в котором все фрагменты слились воедино. Ум, который
неразделим, целостен, един.
Такой ум видит в глубину, до самого основания. Он видит от
смерти до рождения, он видит от рождения до смерти. Обе
противоположности проходят перед его взором. И из этого взора,
из этого проникающего видения, рождается действие. Если вы
спросите меня, что такое грех, то я скажу: 'Действие,
проистекающее из фрагментарного ума, это грех'. Если вы спросите
меня что есть добродетель, то я скажу: 'Действие, порожденное
цельным умом, есть добродетель'. Вот почему грешнику вечно
приходится каяться.
Вспомните вашу собственную жизнь, изучите, просмотрите ее всю.
Что бы вы ни делали, что бы вы ни выбирали, то или это, все
равно у вас ничего хорошего не выходит. Добиваетесь ли вы
женщины или теряете ее, в обоих случаях вы сходите с ума. Что бы
вы ни выбирали, выбираете вы несчастье. Поэтому Кришнамурти
постоянно настаивает на освобождении от потребности выбирать.
Попытайтесь это понять. Вы здесь, слушаете меня. Это выбор,
потому что вы, надо полагать, оставили незаконченной какую-то
работу, отложили какие-то дела. Вам нужно бы пойти в офис, в
магазин, к семье, на рынок, а вы -- здесь, слушаете меня. Этим
утром вы, должно быть, решали, как вам поступить. То ли пойти
послушать этого человека, то ли отправиться на работу, в офис,
на рынок. Тогда вы выбрали придти сюда.
Вы сделали выбор -- придти сюда. Вы будете сожалеть о своем
выборе... потому что даже пока вы здесь, вы не можете быть здесь
полностью, тотально: половина ума там, и вы только ждете, пока я
закончу, чтобы вы смогли уйти. Но не думаете ли вы, что, выбери
вы другой вариант, пойди вы в магазин или в офис, то вы были бы
полностью, целиком там? Нет, потому что это опять был бы выбор.
Вы будете там, а ваш ум будет здесь. И вы будете сожалеть: 'Что
я упускаю? Кто его знает, что там происходит, о чем говорится?
Кто знает, какие тайны будут открыты там этим утром?'
Поэтому, что бы вы ни выбирали, решаете ли вы придти или не
приходить, но, если вы сделали выбор, то это означает, что его
желала лишь половина вашей души или чуть больше. Это
демократическое, парламентское решение. С большинством ума вы
решили, но меньшинство все равно остается. А никакое меньшинство
не является чем-то окончательным, и никакое большинство тоже не
является чем-то окончательным. Никто не знает их размера, члены
партий продолжают менять стороны.
Когда вы пришли сюда, вы решили, вы сделали выбор. Пятьдесят
один процент вашего ума захотел придти и сорок девять процентов
желали отправиться в офис. Но со времени вашего прихода сюда
расстановка сил изменилась. Само решение придти и слушать
вызывает это изменение.
Меньшинство, вероятно, стало большинством с тех пор, как вы сюда
пришли. Если все еще не стало, то с вашим уходом оно им станет,
и вы подумаете: 'Два часа потрачены впустую! Как мне теперь их
возместить? Не стоило приходить -- дела духовные можно отложить,
а этот, реальный, мир отложить нельзя. Жизнь достаточно длинна,
мы еще успеем помедитировать попозже'.
В Индии люди говорят,