над Востоком.
Ребенок должен был отправиться в джунгли искать учителя, он
должен был пройти через всевозможные тяготы. Как нищий, он спал
на полу на циновке -- никаких удобств не было. Он ел как нищий;
ему приходилось ходить в город и просить милостыню для учителя,
рубить дрова, водить животных на водопой, пасти их.
В течение двадцати пяти лет он вел самую простую, аскетичную
жизнь, был ли он рожден королем или нищим, -- разницы не было
никакой. Даже императорский сын должен был пройти через это,
исключений не делалось. И потом, когда он, наконец, узнавал все
стороны жизни, жизнь была так прекрасна, так блаженна.
Но если Восток и был таким удовлетворенным, то это был трюк,
выбор соответствующего варианта: ведь что бы ни преподносила вам
жизнь, это всегда оказывалось больше того, с чего вы начали.
Ребенок переходит жить в хижину. Для него это -- дворец, по
сравнению с тем, когда он лежал на голой земле безо всякой крыши
над головой, там, где было и так тесно. Он спит на обыкновенной
кровати -- и он на седьмом небе от счастья. Обычные хлеб, масло
и соль -- это райская пища, потому что в хижине учителя не
бывало даже масла. Он счастлив всему, что бы ни даровала ему
жизнь.
А вот западная модель противоположна. Когда вы -- школьник,
студент, то вам предоставлены все удобства. Общежития,
прекрасные университеты, красивые комнаты, аудитории,
преподаватели; для вас предусмотрено медицинское обслуживание,
составлено расписание приема пищи, вас обучают гигиене -- обо
всем позаботились. А после двадцати пяти лет подобного
существования вы брошены в безжалостною битву жизни. Вы стали
тепличным растением! -- и, что такое борьба, вы не понятия не
имеете. Потом вы становитесь клерком в офисе или преподавателем
в начальной школе: жизнь превращается в ад. Теперь всю вашу
жизнь вы будете причитать, вся ваша жизнь будет бесконечным
брюзжанием, жалобами, все вам будет не так. Так будет.
Дрессировщик обезьян предложил: 'Три банана утром и четыре
вечером'.
Но обезьяны настояли: 'Четыре утром и три вечером'.
Четыре утром и три вечером... тогда вечер наверняка будет
мрачен. Вы будете сравнивать его с прошлым, с утром. Император с
утра и нищий вечером... вечер наверняка будет несчастным. А
вечер должен быть не несчастьем, а кульминацией.
Обезьяны не выбирают мудрого варианта. Во-первых, мудрый человек
не выбирает, он живет неизбирающе, потому что он знает: что бы
ни произошло, результат будет тем же. Во-вторых, если ему и
приходится выбирать, в силу объективных обстоятельств, то он
выберет три плода утром и четыре вечером. Но обезьяны заявили:
'Нет. Выбирать будем мы. Четыре банана у нас будут с утра'. Тот
дрессировщик согласился, он переиграл свой выбор соответственно
объективным условиям. Он ничего от этого не потерял. А обезьяны?
Они-то потеряли.
Поэтому, когда вы оказываетесь рядом с мудрецом, предоставьте
ему выбирать варианты, не настаивайте на своем. Выбирать
во-первых не следует, а во-вторых, каков бы ни был тот выбор,
что сделаете вы, обезьяны, он будет неправильным. Обезьяний ум
замечает только немедленное, мгновенное счастье. Обезьяну не
заботит то, что произойдет позже. Она не знает, у нее нет
перспективы целого. Так что предоставьте мудрецу решать.
Но вся расстановка сил, вся система ценностей изменилась. На
Востоке решали мудрые. На Западе существует демократия: обезьяны
голосуют и выбирают. А теперь и весь Восток превратили в
демократию -- демократию, подразумевающую, что голосуют и
выбирают обезьяны.
Аристократия означает, что выбирать будут мудрецы, а обезьяны
будут им уступать и следовать. Ничто не способно подменить
хорошо налаженную аристократию. Демократия не может не
превратится в хаос. Обезьяны в восторге, потому что они
выбирают, выбирают варианты, но мир был много счастливее, когда
выбор оставался за мудрецами.
Помните, короли всегда хаживали к мудрецам, чтобы принять
окончательное решение по важным вопросам. Мудрецы не были
королями, потому что не могли взвалить на себя такую заботу, они
были нищими, живя в своих хижинах среди лесов. Но, когда бы ни
возникала серьезная проблема, король не устраивал опросов
общественного мнения, не назначал голосований, чтобы спросить
народ: 'Что нужно делать?' Он бежал в лес, чтобы просить совета
тех, кто от всего отрекся -- потому что у них есть перспектива,
виденье целого и они лишены и привязанностей, и маниакальных
идей, они избавлены от всего -- они сами так решили. Они
отказались от выбора;