ОШО

Пустая лодка. Беседы по высказываниям Чжуан Цзы (Ч

над Востоком.

Ребенок должен был отправиться в джунгли искать учителя, он

должен был пройти через всевозможные тяготы. Как нищий, он спал

на полу на циновке -- никаких удобств не было. Он ел как нищий;

ему приходилось ходить в город и просить милостыню для учителя,

рубить дрова, водить животных на водопой, пасти их.

В течение двадцати пяти лет он вел самую простую, аскетичную

жизнь, был ли он рожден королем или нищим, -- разницы не было

никакой. Даже императорский сын должен был пройти через это,

исключений не делалось. И потом, когда он, наконец, узнавал все

стороны жизни, жизнь была так прекрасна, так блаженна.

Но если Восток и был таким удовлетворенным, то это был трюк,

выбор соответствующего варианта: ведь что бы ни преподносила вам

жизнь, это всегда оказывалось больше того, с чего вы начали.

Ребенок переходит жить в хижину. Для него это -- дворец, по

сравнению с тем, когда он лежал на голой земле безо всякой крыши

над головой, там, где было и так тесно. Он спит на обыкновенной

кровати -- и он на седьмом небе от счастья. Обычные хлеб, масло

и соль -- это райская пища, потому что в хижине учителя не

бывало даже масла. Он счастлив всему, что бы ни даровала ему

жизнь.

А вот западная модель противоположна. Когда вы -- школьник,

студент, то вам предоставлены все удобства. Общежития,

прекрасные университеты, красивые комнаты, аудитории,

преподаватели; для вас предусмотрено медицинское обслуживание,

составлено расписание приема пищи, вас обучают гигиене -- обо

всем позаботились. А после двадцати пяти лет подобного

существования вы брошены в безжалостною битву жизни. Вы стали

тепличным растением! -- и, что такое борьба, вы не понятия не

имеете. Потом вы становитесь клерком в офисе или преподавателем

в начальной школе: жизнь превращается в ад. Теперь всю вашу

жизнь вы будете причитать, вся ваша жизнь будет бесконечным

брюзжанием, жалобами, все вам будет не так. Так будет.

Дрессировщик обезьян предложил: 'Три банана утром и четыре

вечером'.

Но обезьяны настояли: 'Четыре утром и три вечером'.

Четыре утром и три вечером... тогда вечер наверняка будет

мрачен. Вы будете сравнивать его с прошлым, с утром. Император с

утра и нищий вечером... вечер наверняка будет несчастным. А

вечер должен быть не несчастьем, а кульминацией.

Обезьяны не выбирают мудрого варианта. Во-первых, мудрый человек

не выбирает, он живет неизбирающе, потому что он знает: что бы

ни произошло, результат будет тем же. Во-вторых, если ему и

приходится выбирать, в силу объективных обстоятельств, то он

выберет три плода утром и четыре вечером. Но обезьяны заявили:

'Нет. Выбирать будем мы. Четыре банана у нас будут с утра'. Тот

дрессировщик согласился, он переиграл свой выбор соответственно

объективным условиям. Он ничего от этого не потерял. А обезьяны?

Они-то потеряли.

Поэтому, когда вы оказываетесь рядом с мудрецом, предоставьте

ему выбирать варианты, не настаивайте на своем. Выбирать

во-первых не следует, а во-вторых, каков бы ни был тот выбор,

что сделаете вы, обезьяны, он будет неправильным. Обезьяний ум

замечает только немедленное, мгновенное счастье. Обезьяну не

заботит то, что произойдет позже. Она не знает, у нее нет

перспективы целого. Так что предоставьте мудрецу решать.

Но вся расстановка сил, вся система ценностей изменилась. На

Востоке решали мудрые. На Западе существует демократия: обезьяны

голосуют и выбирают. А теперь и весь Восток превратили в

демократию -- демократию, подразумевающую, что голосуют и

выбирают обезьяны.

Аристократия означает, что выбирать будут мудрецы, а обезьяны

будут им уступать и следовать. Ничто не способно подменить

хорошо налаженную аристократию. Демократия не может не

превратится в хаос. Обезьяны в восторге, потому что они

выбирают, выбирают варианты, но мир был много счастливее, когда

выбор оставался за мудрецами.

Помните, короли всегда хаживали к мудрецам, чтобы принять

окончательное решение по важным вопросам. Мудрецы не были

королями, потому что не могли взвалить на себя такую заботу, они

были нищими, живя в своих хижинах среди лесов. Но, когда бы ни

возникала серьезная проблема, король не устраивал опросов

общественного мнения, не назначал голосований, чтобы спросить

народ: 'Что нужно делать?' Он бежал в лес, чтобы просить совета

тех, кто от всего отрекся -- потому что у них есть перспектива,

виденье целого и они лишены и привязанностей, и маниакальных

идей, они избавлены от всего -- они сами так решили. Они

отказались от выбора;