ОШО

Пустая лодка. Беседы по высказываниям Чжуан Цзы (Ч

вас.

Трое друзей переглянулись...

Один из друзей затронул проблему, но двое других не спешили с

ответом. Они подождали, они были неторопливы. Если бы они пришли

к какому-нибудь разумному заключению, если бы они сделали выводы

-- они немедленно заговорили бы. Но вместо этого они

переглянулись. Они прочувствовали ситуацию, проблему, суть

проблемы, смысл, глубину вопроса. Запомните: если вы можете

ощутить глубину вопроса, ответ уже почти найден. Но ни у кого

нет терпения, никто не готов глубоко вникнуть в вопрос,

проникнуть в него. Вы спрашиваете, но на самом деле вы никогда

не вдаетесь в проблему. Вы хотите ответа в ту же секунду.

Трое друзей переглянулись

и расхохотались.

Сам факт вопроса, сам вопрос, вторжение его в беседу, глубина,

реальность, само существование его ясно показали, что ответ не

нужен. Любой ответ будет глупым, любой ответ будет

поверхностным.

Про Будду говорят, что миллионы раз люди задавали ему вопросы,

но он не отвечал. Если ответ на вопрос был поверхностным, он не

отвечал; если кто-нибудь спрашивал: 'Есть ли Бог?' -- он

продолжал молчать. А люди глупы. Они подумали, что он не верит в

Бога, иначе он ответил бы 'да'; или они думали, что он был

невежествен, что он не знает, что ответить, а иначе он сказал бы

'да' или 'нет'!

Когда вы задаете вопрос наподобие: 'Есть ли Бог?' -- вы не

знаете, вы не понимаете, что вы, собственно, спрашиваете. Вы

что, считаете, что на такой вопрос можно ответить? Тогда вы

глупы. Существуют ли ответы на столь жизненные вопросы? Если вы

так думаете, то вы просто не понимаете всей глубины вопроса;

тогда это простое любопытство, а не проблема.

Если б человек, спрашивавший Будду, действительно искал ответ,

он бы принял и понял молчание Будды -- потому что молчание и

было ответом. В этом молчании он ощутил бы сам вопрос, в этом

молчании вопрос сформулировался бы, как бы усилился. На фоне

молчания он стал бы яснее. К задавшему вопрос пришло бы

понимание, ясность.

Когда вы задаете вопрос по существу, исходящий из глубины вас,

ответа не требуется. Все, что нужно, -- это остаться наедине с

вопросом. Не мечитесь туда-сюда, оставайтесь с вопросом один на

один и ждите. Сам вопрос станет ответом. Вопрос, если вы

углубитесь в него, выведет вас к тому самому источнику, откуда

происходит также и ответ. Источник этот -- внутри вас.

Будда не ответил ни на один настоящий вопрос -- и, заметьте, я

тоже. Я продолжаю отвечать на ваши вопросы, но на настоящие ваши

вопросы я тоже не могу ответить -- а вы все еще их не задали. Но

если вы зададите настоящий вопрос, я не собираюсь отвечать на

него, ибо ни на один настоящий вопрос ответить невозможно, они

не из области интеллекта. Только от сердца к сердцу происходит

передача, но не от разума к разуму.

Трое друзей переглянулись...

Что случилось при этом взгляде? Не разум их переглянулся, но

сердца. Они посмотрели друг на друга, они ощутили, они затронули

вопрос -- настоящий вопрос, настолько настоящий, что не

существовало ответа на него.

Да, мы живем, не понимая, что такое жизнь. Да, мы живем вместе,

не зная, что такое 'быть вместе'. Да, мы живем, полностью

забывая о том, что мы существуем. Мы витаем и витаем в облаках,

не осознавая, куда мы идем и почему.

Этот вопрос был таким настоящим, что, если попытаться ответить

на него, ответ этот будет совершенно дурацким. Только дурак

ответил бы на такой вопрос. Они переглянулись, -- они

действительно посмотрели друг на друга -- и расхохотались.

Почему расхохотались? Да вся ситуация так абсурдна, так глупа! И

в самом деле: мы живем не понимая, что такое жизнь; мы

существуем, но так и не сознаем этого факта, мы бредем и бредем

по жизни, не зная, откуда, куда и почему.

Жизнь -- таинство. Если мы стоим лицом к лицу с таинством, нам

станет смешно от одной мысли попытаться что-то ответить ему.

Что самое таинственное в вас? Самое таинственное -- это смех! Ни

одно животное не умеет смеяться, только человек. Смех --

наивысшее великолепие человека. Ни одно животное не смеется, ни

одно дерево не смеется -- смеется только человек. Смех -- самый

таинственный элемент в человеке.

Аристотель определил человека, как рациональное существо. Это

неудачное определение, потому что понятие причинности, логика --

они есть и у других животных. Разница только в степени, в

количестве, и разница небольшая. Человека можно определить

только как животное, способное смеяться и плакать, никакое

другое определение не подойдет,